Содержание

Как зарегистрировать филиал некоммерческой организации

Регистрация филиала НКО

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Какие шаги необходимо предпринять некоммерческой организации (далее по тексту — НКО) в случае создания филиала? Нужно ли осуществлять постановку на налоговый учет созданного филиала?

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ). Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Особенности функционирования филиала НКО

Для расширения деятельности в других регионах, НКО может создавать филиалы. Отметим особенности функционирования филиалов НКО (ст.5 Закона №7-ФЗ):

филиал располагается вне места нахождения НКО (как правило, в другом городе или даже регионе);

филиал осуществляет все или только часть функций НКО (в т. ч. функции представительства);

филиал не является юридическим лицом;

филиал наделяется имуществом НКО. При этом имущество филиала учитывается на отдельном балансе;

филиал осуществляет деятельность от имени создавшей его НКО;

руководитель филиала НКО действует на основании доверенности, выданной НКО.

ответственность за деятельность филиала несет создавшая его НКО.

Регистрация изменений в учредительных документах, связанные с созданием филиала НКО

Поскольку созданный филиал должен быть указан в Уставе НКО, его создание влечет за собой внесение соответствующих изменений в учредительные документы НКО.

Датой создания филиала НКО будет являться дата государственной регистрации изменений Устава и внесение данных сведений в ЕГРЮЛ.

Порядок регистрации НКО в связи с созданием филиала

Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НКО, в связи с созданием филиала, осуществляется в Минюсте РФ и его территориальных подразделениях на основании административного регламента, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. №455.

Важно!

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации НКО, является Минюст РФ (Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ»).

Процедура регистрации изменений в устав НКО в связи с созданием филиала включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Заполнение заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НКО в связи с созданием филиала (форма №Р13001).

Заявление по форме №Р13001 заполняется в соответствии с правилами, установленными в приложении №20 к приказу ФНС РФ от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Заявление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть нотариально заверен. Форма заявления заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.

В том случае если заявитель будет не сам представлять (получать) в регистрирующем органе документы, необходима оформленная надлежащим образом доверенность.

Этап 2. Уплата госпошлины.

За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, необходимо оплатить госпошлину в размере 800 руб. (4 000 руб. x 20%) (пп.1,3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Этап 3. Формирование пакета документов для регистрации:

3.1) решение (протокол, выписка из протокола) уполномоченного органа НКО о внесении изменений в учредительные документы и (или) о внесении изменений в сведения, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ НКО.

При этом в протоколе (выписке из протокола) заседания органа управления (высшего руководящего органа) НКО должны быть отражены:

— дата и место проведения заседания;

— в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) — сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления НКО на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава НКО в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления;

— суть принятых решений и результаты голосования по ним;

— ФИО и подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.

Представляется в 2 экземплярах, один из которых подлинник;

3.2) Устав НКО.

Учредительными документами НКО являются:

— для фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения — устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества);

— для ассоциации или союза — учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими.

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных НКО вправе заключить учредительный договор.

Учредительные документы НКО предоставляются в трех подлинных экземплярах, два из которых должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Этап 4. Получение документов о государственной регистрации.

Территориальные органы Минюста при принятии положительного решения о регистрации изменений должны выдать:

  • свидетельство о государственной регистрации НКО;
  • один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
  • свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Постановка на налоговый учет по месту нахождения филиала

Начиная с 2 сентября 2010 г., постановка на учет в ИФНС НКО по месту нахождения ее филиала будет осуществляться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п.3 ст.83 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 19.02.2016 г. №03-02-07/1/9377).

Таким образом, постановка НКО на налоговый учет по месту нахождения филиала происходить без ее участия (пп.3 п.2 ст.23 НК РФ).

Регистрация филиала НКО

Какие шаги необходимо предпринять некоммерческой организации (далее по тексту — НКО) в случае создания филиала? Нужно ли осуществлять постановку на налоговый учет созданного филиала?

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ).

Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Особенности функционирования филиала НКО

Для расширения деятельности в других регионах, НКО может создавать филиалы.

Отметим особенности функционирования филиалов НКО (ст.5 Закона №7-ФЗ):

  • филиал располагается вне места нахождения НКО (как правило, в другом городе или даже регионе);
  • филиал осуществляет все или только часть функций НКО (в т. ч. функции представительства);
  • филиал не является юридическим лицом;
  • филиал наделяется имуществом НКО. При этом имущество филиала учитывается на отдельном балансе;
  • филиал осуществляет деятельность от имени создавшей его НКО;
  • руководитель филиала НКО действует на основании доверенности, выданной НКО.

Ответственность за деятельность филиала несет создавшая его НКО.

Регистрация изменений в учредительных документах, связанные с созданием филиала НКО

Поскольку созданный филиал должен быть указан в Уставе НКО, его создание влечет за собой внесение соответствующих изменений в учредительные документы НКО.

Датой создания филиала НКО будет являться дата государственной регистрации изменений Устава и внесение данных сведений в ЕГРЮЛ.

Порядок регистрации НКО в связи с созданием филиала

Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НКО, в связи с созданием филиала, осуществляется в Минюсте РФ и его территориальных подразделениях на основании административного регламента, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. №455.

Процедура регистрации изменений в устав НКО в связи с созданием филиала включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Заполнение заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НКО в связи с созданием филиала (форма №Р13001).

Заявление по форме №Р13001 заполняется в соответствии с правилами, установленными в приложении №20 к приказу ФНС РФ от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Читать еще:  Как узнать является ли организация плательщиком НДС

Заявление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть нотариально заверен. Форма заявления заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.

В том случае если заявитель будет не сам представлять (получать) в регистрирующем органе документы, необходима оформленная надлежащим образом доверенность.

Этап 2. Уплата госпошлины.

За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, необходимо оплатить госпошлину в размере 800 руб. (4 000 руб. x 20%) (пп.1,3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Этап 3. Формирование пакета документов для регистрации:

3.1) решение (протокол, выписка из протокола) уполномоченного органа НКО о внесении изменений в учредительные документы и (или) о внесении изменений в сведения, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ НКО.

При этом в протоколе (выписке из протокола) заседания органа управления (высшего руководящего органа) НКО должны быть отражены:

  • дата и место проведения заседания;
  • в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) — сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления НКО на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава НКО в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления;
  • суть принятых решений и результаты голосования по ним;
  • ФИО и подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола. Представляется в 2 экземплярах, один из которых подлинник;

Учредительными документами НКО являются:

  • для фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения — устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества);
  • для ассоциации или союза — учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими.

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных НКО вправе заключить учредительный договор.

Учредительные документы НКО предоставляются в трех подлинных экземплярах, два из которых должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Этап 4. Получение документов о государственной регистрации.

Территориальные органы Минюста при принятии положительного решения о регистрации изменений должны выдать:

  • свидетельство о государственной регистрации НКО;
  • один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
  • свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Постановка на налоговый учет по месту нахождения филиала

Начиная с 2 сентября 2010 г., постановка на учет в ИФНС НКО по месту нахождения ее филиала будет осуществляться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п.3 ст.83 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 19.02.2016 г. №03-02-07/1/9377).

Таким образом, постановка НКО на налоговый учет по месту нахождения филиала происходить без ее участия (пп.3 п.2 ст.23 НК РФ).

Регламент регистрации некоммерческой организации

В условиях постоянного изменения законодательства, в том числе порядка государственной регистрации и положений НК РФ, не всем под силу справиться даже с созданием НКО. Чтобы не пришлось еще раз оплачивать госпошлину и тратить дополнительное время на повторное обращение, лучше сразу заручиться поддержкой квалифицированных специалистов. Подробнее о том, что может ожидать при самостоятельном проведении процедуры, смотрите в нашей статье о сложностях регистрации НКО (некоммерческой организации) .

Компания «ПРИОРИТЕТ» готова помочь с регистрацией НКО и ускорить начало ее деятельности. Для тех, кто все же желает сделать все без сторонней помощи, прилагаем подробную инструкцию.

Этап 1. Изучение основных условий регистрации НКО

  1. Наименование . Должно указывать на организационно-правовую форму и направление деятельности. Пример: «Фонд содействия реализации молодежных инициатив».
  2. Юридический адрес. В число обязательных реквизитов любой некоммерческой организации входит ее официальное местонахождение, то есть адрес, по которому НКО зарегистрирована и где находится ее исполнительный орган.

Так сложилось, что в ходе применения соответствующих положений закона под местонахождением стали понимать два разных понятия: фактический адрес и юридический. Оба они не прописаны в законе, но активно используются в деловой практике.

Под фактическим понимают офис, где реально размещен исполнительный орган. Юридический адрес отражается в ЕГРЮЛ в качестве места исполнения прав и обязанностей, указывается в качестве официальных контактов при оформлении договоров .

Одним из условий регистрации некоммерческой организации на конкретный юридический адрес является подтверждение права собственности на него со стороны самой НКО или законности владения соответствующим помещением другим лицом плюс свидетельство передачи его в пользование (гарантийное письмо либо договор аренды).

Возможный вариант юридического адреса: место жительства и прописки исполнительного органа (президент, генеральный директор и т. п.).

Учредители . Ими могут быть как полностью дееспособные граждане, так и юридические лица.

Регистрировать благотворительное учреждение вправе только благотворительная организация аналогичного характера. Профессиональное духовное образовательное учреждение создается исключительно религиозными организациями. Юридические и физические лица, которые являются общественными объединениями, имеют возможность начать и деятельность другого соответствующего учреждения.

Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного самоуправления, зарубежными и российскими структурами, а также частными лицами. В отношении вузов, ведущих обучение по военным профессиональным программам, учредителем может быть только Правительство РФ.

В политической партии, общественной организации или движении высшее руководство передается съезду (конференции) либо общему собранию. В свою очередь, функции постоянно действующего управленческого органа указанных некоммерческих организаций выполняет выборная коллегия, подотчетная собранию или съезду.

В политических партиях путем голосования формируются не только руководящие органы, но и контрольно-ревизионные комиссии. Органы общественной самодеятельности работают на принципах самоуправления, утвержденных собранием учредителей и отраженных в их Уставе. Обязательным органом для фондов являются попечительские советы.

Чтобы зарегистрировать иные виды НКО, необходимо избрать высший коллегиальный руководящий орган или общее собрание ее участников.

Исполнительный орган подобных структур управляет текущей деятельностью единолично или коллегиально, при этом результаты его работы контролируются руководящим органом.

Высшие органы управления устанавливаются учредительными документами и могут быть представлены для автономной некоммерческой организации — в виде высшей коллегии управления; общим собранием членов при регистрации ассоциации (союза) и партнерства; в фондах и прочих НКО — в соответствии с Уставом и федеральным законодательством. Основная функция управления едина — достижение целей, поставленных при создании.

К надзирающим и контролирующим органам относят ревизионную комиссию или попечительский совет. Контрольно-ревизионные органы обязательны для всех общественных объединений, а попечительский совет — для фондов. Формирование таких органов при регистрации остальных типов некоммерческих организаций не требуется.

Цели и направления деятельности . Подобные виды юридических лиц вправе заниматься только теми вопросами, которые оговорены законом и их учредительной документацией. Так, они могут преследовать благотворительные, образовательные, культурные, научные, социальные и управленческие цели, содействовать развитию спорта и физической культуры, защите законных прав и интересов организаций и граждан, урегулированию конфликтов и споров, заботиться об охране здоровья, удовлетворении духовных и прочих аналогичных нужд людей, оказывать юридическую помощь и предпринимать иные усилия для создания общественных благ.

Указанным условиям не соответствуют только потребительские кооперативы, так как их регистрируют для ведения заготовительной, производственной и иной деятельности, способствующей материальному и иному обеспечению своих членов.

Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми, то есть требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений.

  1. Льготы по НДС предоставляются:
    • общественным организациям инвалидов (чтобы зарегистрировать такую НКО, 80 % и более всех ее членов должны составлять лица с ограниченными возможностями либо их законные представители) или учреждениям, в которых они являются единственным собственником;
    • религиозным структурам, реализующим литературу соответствующего содержания и предметы культа.
  2. От налога на прибыль освобождаются:
    • целевые, членские и вступительные взносы (предусмотрены в ассоциациях, партнерствах и общественных некоммерческих организациях);
    • паевые вклады (обязательны для участников потребительских кооперативов);
    • федеральные субсидии, выделяемые на благотворительную деятельность;
    • пожертвования;
    • имущество, полученное некоммерческой организацией в порядке наследования на основании завещания;
    • иные материальные активы и денежные средства, поступившие в целях финансирования благотворительной деятельности.
  3. Налог на имущество вправе не оплачивать:
    • российские общественные организации, членами которых преимущественно являются инвалиды или законные представители лиц с этим статусом (больше 80 % от общего числа членов). Освобождение распространяется только на ту часть имущества, которая используется при ведении деятельности, определенной уставом;
    • религиозные НКО (также как и в предыдущем случае, льгота по налогу на имущество касается лишь активов, позволяющих выполнять мероприятия религиозного толка);
    • структуры, которые учреждены общероссийскими общественными организациями инвалидов (инвалиды либо лица, представляющие их интересы в соответствии с законом, составляют минимум 80 % всех членов) при условии, что они — единственный собственник.

Исходя из законодательства, к НКО может быть применена упрощенная система налогообложения, если они зарегистрированы при небольшом участии в них других организаций (их доля не должна превышать 25 %). Но в то же время Президиум ВАС России и Конституционный суд РФ постановили, что применимо к подобным структурам говорить о доле непосредственного участия нельзя.

В этой связи наибольшие проблемы в толковании вызывают следующие требования:

    Как было сказано выше, когда непосредственное участие в некоммерческой организации сторонних структур превышает установленный лимит (25 %), то она не вправе использовать УСН. Однако если прочитать главу 26.2 Налогового Кодекса России, то можно увидеть, что под понятием «доля участия» имеется в виду процент, который занимает вклад учредителя в общей величине уставного капитала. Но для некоммерческих организаций формирование такого фонда вообще не предусмотрено, а, значит, для них показатель «доля непосредственного участия» теряет свой изначальный смысл. Это верно и в том случае, если одним из учредителей НКО (либо единственным) выступает другое юридическое лицо.

Данное условие применения УСН не действует и в отношении коммерческих структур. Для этого их уставный фонд должен быть в полном объеме составлен из взносов общественных организаций инвалидов, отвечающих двум критериям: не меньше половины среднесписочной численности их персонала — инвалиды, при этом их заработок составляет хотя бы четверть от всего фонда оплаты труда.

Читать еще:  Межевание земли многоквартирных домов и придомовой территории
  • Среди тех, кто лишен права выбирать УСН, упоминаются инвестиционные фонды. Относится ли это к некоммерческим фондам, занимающимся инвестициями социального характера, к примеру, фондам местного сообщества? Ответ отрицательный и вытекает он из статьи 2 Федерального закона 156 «Об инвестиционных фондах», принятого 29.11.2001 г. Там, в частности, указано: словосочетание «инвестиционный фонд» является частью фирменного названия акционерного инвестиционного фонда, то есть открытого акционерного общества, деятельность которого связана исключительно с инвестированием в ценные бумаги либо прочие активы, определенные данным нормативно-правовым актом. Юридические лица иного типа не могут использовать слова «инвестиционный фонд» и их любые вариации в своих названиях. В указанном Федеральном законе предусмотрены исключения из этого правила, но некоммерческие фонды в них не включены.
  • Этап 2. Формирование пакета документов для регистрации НКО

    В обязательный перечень входят:

    Заявление (бланк Р11001). Форму заверяют нотариально, а в качестве заявителей фигурируют все учредители (когда их несколько). Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых подписывается заявителем, другой — удостоверяется у нотариуса.

  • Протокол (либо решение о регистрации) общего собрания учредителей будущей некоммерческой организации (потребуются 2 экземпляра).
  • Устав (3 прошитых оригинала).
  • Подтверждение прав на юридический адрес: свидетельство о собственности (копия) или гарантийное письмо владельца офиса.
  • Квитанция об уплате 4 тысяч рублей в качестве пошлины за государственную услугу регистрации юридического лица (некоммерческой организации). Нужна и в оригинале, и в виде копии. Получить этот документ можно посредством онлайн-сервиса «Уплата госпошлины» .
  • Доверенность (когда процедура поручена представителю).
  • Заявление о выборе УСН в качестве системы налогообложения (если это необходимо).
  • Расписка с перечнем документов, подаваемых на регистрацию.
  • Этап 3. Обращение за регистрацией некоммерческой организации в Минюст

    Предварительным рассмотрением вопроса о создании НКО занимаются территориальные органы Министерства юстиции России (если структура открывается в Москве, нужно прийти на улицу Кржижановского, д. 13). Чтобы сдать документы уполномоченному лицу, следует предъявить доверенность от заявителя.

    Если все заполнено правильно, то на расписке ставится отметка о принятии с датой приема и присваивается входящий номер.

    Впоследствии эта расписка будет основанием для выдачи готовых свидетельств.

    Этап 4. Получение подтверждений успешной регистрации некоммерческой организации

    Спустя примерно 1–1,5 месяца можно прийти в Минюст за готовыми документами. После предъявления ранее выданной расписки и доверенности, здесь забираются:

    • свидетельство о постановке на учет налогоплательщика (ИНН);
    • свидетельство о государственной регистрации НКО с указанием учетного номера в Минюсте;
    • Устав с отметкой;
    • лист записи ЕГРЮЛ о регистрации с присвоением ОГРН.

    Этап 5. Запрос сведений о регистрации НКО в Росстате

    Основные данные о новой некоммерческой организации подлежат обязательному статистическому учету. После их внесения в базы Росстата ведомство формирует информационное письмо о присвоенных кодах ОКВЭД.

    Соответствующее уведомление используется во внешнеэкономической деятельности и при расчетно-кассовом обслуживании.

    Этап 6. Открытие банковского счета для некоммерческой организации

    При обращении в кредитное учреждение понадобится целый ряд документов, но требования в каждом из них отличаются. В примерный перечень входят:

    • Устав;
    • подтверждения регистрации и постановки некоммерческой организации на учет в налоговой инспекции (свидетельства о государственной регистрации НКО и ИНН);
    • статистические коды (письмо из Росстата);
    • лист записи ЕГРЮЛ;
    • решение руководящего органа о создании некоммерческой организации;
    • документы о праве на юридический адрес;
    • приказы о назначении высших должностных лиц НКО (директора и главного бухгалтера), удостоверенные руководителем (в виде оригинала и копии);
    • анкета;
    • карточка образцов подписей (заверяется в банке или у нотариуса).

    Этап 7. Регистрация некоммерческой организации в социальных фондах

    Постановка НКО на учет в ПФР и ФСС РФ производится автоматически сразу после ее официального создания. Подтверждением этого факта становятся извещения от Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Если эти документы своевременно не поступили в некоммерческую организацию, то ей следует получить их самостоятельно.

    Такие уведомления требуются при составлении отчетности , так как в них указываются индивидуальные номера, присвоенные фондами каждой НКО и необходимые для внесения в отчет или бухгалтерскую программу.

    Позвоните нам, и мы дадим вам консультацию по схеме регистрации некоммерческой организации.

    Антон Агула

    Регистрация некоммерческих организаций в России: пошаговая инструкция

    Выбор формы юридического лица — важный вопрос для любого будущего социального предпринимателя. Некоммерческая организация (НКО) — один из наиболее приемлемых решений в таком случае. Сегодня государство относится к НКО с особым вниманием: разработаны и уже применяются на практике особые меры поддержки социально ориентированных НКО как на федеральном, так и региональном уровнях.

    Если вы остановили выбор именно на НКО, прежде всего изучите основ-ные требования со стороны государства, сравните их со своими целями и задачами и убедитесь, что все установочные документы в порядке и мо-гут быть поданы своевременно. Тогда удастся избежать массы возможных проблем с отчетностью и требованиями законодательства.

    Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией (НКО) признается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

    Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено в уставе организации — ее основном учредительном документе.

    Цели создания некоммерческой организации должны быть направлены на достижение общественных благ. К ним относятся, например, следующие цели:

    • социальные
    • благотворительные
    • культурные
    • образовательные
    • научные
    • управленческие
    • охрана здоровья граждан
    • развитие физической культуры и спорта
    • удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан
    • защита прав, законных интересов граждан и организаций
    • разрешение споров и конфликтов
    • оказание юридической помощи

    На данный момент государство допускает создание НКО в виде:

    • общественных или религиозных организаций (объединений)
    • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации
    • казачьих обществ
    • некоммерческих партнерств
    • учреждений
    • автономных некоммерческих организаций
    • социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов

    Кто может создать НКО?

    Участником некоммерческой организации могут стать как физические лица — граждане России или иностранцы, так и юридические лица. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено. У НКО может быть вообще один учредитель (кроме случаев создания некоммерческих партнерств, ассоциаций или союзов).

    Учредительные документы НКО

    Учредительные документы некоммерческой организации — главный источник информации о целях, структуре и условиях работы вашей будущей организации. Именно по ним контролирующие органы дадут первую оценку вашей заявке на регистрацию, а от этого во многом будет зависеть исход всей процедуры оформления НКО.

    Согласно федеральному закону, основным учредительным документом НКО является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.

    В учредительных документах НКО должны содержаться:

    • наименование организации с указанием характера деятельности и организационно-правовой формы
    • юридический адрес
    • предмет и цели деятельности
    • порядок управления деятельностью
    • права и обязанности участников
    • сведения о филиалах и представительствах организации
    • условия приема и порядок выхода участников из НКО
    • порядок внесения изменений в учредительные документы
    • источники формирования имущества и порядок его использования

    Регистрация НКО: куда обращаться?

    На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Все изменения в учредительные документы НКО и включение конкретной организации в Единый государственный реестр юридических лиц также осуществляется Минюстом.

    Какие документы необходимы для регистрации НКО?

    Пакет документов, обязательных для регистрации некоммерческой организации, включает в себя:

    • Заявление — 2 шт.
    • Учредительные документы, иными словами, устав будущей некоммерческой организации (Устав) — 3 шт.
    • Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (Протокол) — 2 шт.
    • Сведения об учредителях — 2 шт.
    • Документ об уплате государственной пошлины — оригинал и копия.
    • Сведения об адресе (о местонахождении) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (Договор об аренде, свидетельство собственности и др.).
    • При использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
    • Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.
    • Заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

    NB! Министерство юстиции не вправе требовать предоставления других документов, кроме вышеперечисленных (Проверить перечень документов, актуальный в данный момент, можно в Федеральном законе «О некоммерческих организациях»).

    Порядок регистрации НКО

    Пошаговая инструкция регистрации НКО в 2016 году включает в себя ряд этапов:

    1. Выбор учредителя/учредителей НКО

    • Участником некоммерческой организации может стать как гражданин России, так и иностранец, а также юридические лица.

    2. Определение рода деятельности

    • Выбранный род деятельности должен соответствовать целям создания НКО, указанным в уставе.
    • В уставе НКО необходимо указать все виды планируемой деятельности.
    • В реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) необходимо предоставить сведения о виде деятельности каждого типа организации некоммерческого характера.

    3. Выбор наименования НКО

    • Название НКО — строго на русском языке.
    • Наименование должно содержать в себе указание на организационно-правовую форму и характер деятельности НКО.
    • Зарегистрировав название НКО, вы будете иметь исключительное право на его использование.
    • Необходимо быть осторожным с использованием наименований Россия и Российская Федерация. В данном случае есть несколько нюансов, ознакомиться с которыми можно в ФЗ «О некоммерческих организациях» и в особом постановлении правительства.
    Читать еще:  Какие платежи у нанимателя муниципальной

    4. Выбор юридического адреса

    • Необходимо указать действующий юридический адрес.
    • Если помещение берется в аренду — в Минюст требуется предоставить договор об аренде, если офис состоит в собственности учредителя, необходим документ, подтверждающий это

    5. Подготовка документов

    6. Оплата госпошлины на регистрацию НКО

    7. Предоставление документов в Минюст

    • Необходимо подать пакет документов не позднее 3 месяцев с момента принятия решения об открытии НКО.
    • Подать документы можно через портал госуслуг, где есть все формы необходимых документов.

    8. Получение свидетельства о регистрации НКО

    • В случае положительного решения, Минюст выдает Свидетельство о регистрации НКО в течение одного месяца. Данный документ гарантирует то, что НКО успешно прошла регистрацию. В нем указывается наименование организации, ее юридический адрес и индивидуальный код — номер регистрации.

    Госпошлина на регистрацию НКО

    За регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина. В 2016 году предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

    Правила регистрации некоммерческой организации (НКО)

    Общее собрание утвердило решение об учреждении некоммерческой организации, следующий этап – регистрация НКО.

    Какие законы регламентируют процесс государственной регистрации НКО

    Государственную регистрацию новых некоммерческих организаций регламентируют:

    закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,

    приказ № 455 Минюста РФ «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

    Какие органы регистрируют НКО

    Регистрирует НКО Минюст РФ или его территориальное отделение. Также он может отказать в регистрации. В органы Минюста подается пакет документов в соответствии со ст. 13.1 ФЗ-7 и административным регламентом № 455 о порядке регистрации.

    После регистрации Федеральная налоговая служба ставит НКО на налоговый учет и вносит сведения о ней в единый государственный реестр юридических лиц – ЕГРЮЛ (если вновь созданная НКО не является организацией без образования юрлица).

    Порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ регламентирует №129-ФЗ.

    Список документов для регистрации

    Список документов для государственной регистрации установлен п.5 ст. 13.1 № 7-ФЗ «О НКО»:

    учредительные документы (3 экземпляра);

    решение о создании и утверждении учредительных документов;

    сведения об учредителях;

    сведения о месте нахождения;

    документ об оплате госпошлины;

    документ, подтверждающий согласие правообладателя на использование его имени или символики, наименования иного юрлица как части своего названия;

    документы, подтверждающие статус учредителя – иностранного лица (копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя – иностранного лица);

    для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нужно заявление о включении некоммерческой организации в соответствующий реестр (форма бланка утверждена приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223).

    Собранный пакет документов в течение 3 месяцев после утверждения решения об учреждении НКО направляется в Минюст. Документы на нескольких страницах должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью заявителя на месте прошивки.

    Для регистрации НКО используется такая же форма заявления Р11001, которая подается при государственной регистрации обычных юридических лиц (это прописано в приказе Минюста №68 от 07.05.2012). Форма Р11001 утверждена Приказом Федеральной налоговой службой № ММВ – 7 от 25.01.2012.

    Сведения об учредителях прописываются в приложении к заявлению Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.

    Сведения о месте нахождения НКО указываются в бланке заявления Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.

    Заявление подписывается руководителем или учредителем НКО либо уполномоченным лицом.

    Учредительные документы предоставляются в 3 экземплярах. В большинстве случаев это устав НКО. У некоммерческих ассоциаций и союзов это может быть устав или учредительный договор. У бюджетных, государственных, муниципальных учреждений может быть положение для казенного учреждения.

    Решение об учреждении некоммерческой организации должно содержать информацию о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления и др. Оно подписывается учредителем единолично, либо председателем и секретарем учредительного собрания в форме протокола общего собрания учредителей, либо издается нормативный акт для создания государственного бюджетного или муниципального учреждения.

    За государственную регистрацию НКО взимается госпошлина. Её размер устанавливает Федеральная налоговая служба (ФНС). В 2019 году за регистрацию юридических лиц взимается 4000 рублей, политической партии – 3500 рублей, обществ инвалидов – 1400 рублей.

    Документы иностранной организации должны быть предоставлены на официальном языке своего государства вместе с удостоверенным переводом этого документа на русский язык.

    Список документов, предоставляемых религиозными организациями, общественными объединениями и политическими партиями, установлен пп. 29–32 Регламента предоставления услуги по регистрации.

    При сдаче пакета документов для регистрации НКО в Минюст все перечисленные документы регистрируются. Копия описи документов выдается заявителю.

    Сдача документов для регистрации НКО

    Сформированный пакет документов для регистрации передается заявителем в органы Минюста. Заявителем со стороны НКО может быть:

    выбранный общим собранием учредителей и уполномоченный для этого член организации.

    Пакет документов для регистрации, в зависимости от формы организации, направляется в одно из подразделений Минюста:

    общероссийские общественные объединения, политические партии, централизованные религиозные организации подают документы в центральные органы Министерства юстиции;

    остальные НКО передают документы в соответствующие территориальные подразделения Минюста.

    Пакет документов можно передать в Минюст 3 способами:

    личное обращение уполномоченного лица;

    отправка ценного письма с описью вложения;

    Принятие Минюстом решения о регистрации НКО и сроки регистрации

    После регистрации поступивших документов Минюст или его территориальный орган обязан их рассмотреть и принять решение:

    приостановить регистрацию некоммерческой организации (не дольше 3 месяцев);

    продлить срок рассмотрения документов;

    оставить заявление без рассмотрения (для религиозных организаций);

    отказать в регистрации.

    Решение Минюста оформляется виде распоряжения.

    Пример приостановления процесса регистрации: ненадлежащее предоставление документов. За время приостановки заявитель должен внести соответствующие правки, тогда регистрация будет возобновлена, иначе – отказ в регистрации.

    Минюст должен принять решение в течение определенного времени (п.22 гл. II Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций») с момента регистрации поступивших документов:

    18 рабочих дней – для всех НКО;

    30 дней – для политических партий;

    33 дня – для религиозной организации (6 месяцев при проведении религиоведческой экспертизы) и общественных объединений.

    Если Минюст принял решение и издал распоряжение о регистрации НКО, то сведения о новом НКО передаются в ФНС или его соответствующие территориальные органы для внесения в единый реестр. Минюст направляет в ФНС сопроводительное письмо и один экземпляр документов, предоставленных заявителем.

    Внесение данных о регистрации в ЕГРЮЛ

    В течение 5 дней после получения пакета документов из Минюста о регистрации новой некоммерческой организации ФНС или его территориальное подразделение вносит данные о ней в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п.3 ст.13.1 ФЗ-7).

    На следующий рабочий день после внесения данных в реестр ФНС или его территориальное подразделение обязано передать информацию об этом в Минюст (или его территориальные структуры). Дополнительно ФНС передает выписку из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет, которые Минюст выдает заявителю (т.е. НКО) при получении свидетельства о регистрации.

    Выдача свидетельства

    После получения сообщения от ФНС о внесении НКО в ЕГРЮЛ Минюст или его территориальные органы завершают регистрацию организации. В течение 3 дней сведения об НКО вносят в ведомственный реестр некоммерческих организаций и готовят для выдачи заявителю свидетельство о регистрации НКО и пакет учредительных документов, заверенных руководителем регистрирующего органа.

    Представителю НКО выдается свидетельство о регистрации, заверенные учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет.

    Общая продолжительность государственной регистрации НКО, с учетов внесения сведений в реестры и с постановкой на налоговый учет, удлиняется на 8 рабочих дней по сравнению со сроком принятия решения Минюстом.

    Причины возможных отказов в регистрации

    Пакет документов, необходимых для регистрации, предоставлен не в тот территориальный регистрирующий орган, к которому относится НКО.

    Документы, необходимые для регистрации, предоставлены не в полном объеме.

    В сданных на регистрацию документах содержатся ошибки.

    Недостоверные сведения в документах, предоставленных для регистрации.

    Устав или учредительные документы НКО нарушают законодательство РФ.

    Учредитель НКО не имеет права быть учредителем в соответствии с требованиями федеральных законов.

    Наименование НКО оскорбляет нравственность, национальность или религиозные чувства граждан.

    НКО с таким наименованием уже зарегистрировано на территории РФ.

    Если некоммерческой организации отказали в регистрации, она может согласиться с этим решением, либо подать жалобу в вышестоящий орган или в суд, либо устранить замечания и подать документы на регистрацию повторно. Законодательно подавать документы на регистрацию повторно не запрещено. Обязательным условием для повторной подачи документов на регистрацию является устранение замечаний, вызвавших отказ.

    И новым, и уже существующим НКО необходимо вести учет. При создании новой организации важно подумать об этом заранее и выбрать программу для автоматизации деятельности НКО. В программе, в которую встроена 1С: Бухгалтерия 8, можно вести бухгалтерский и налоговый учет.

    Если у вас уже есть одна НКО и вы только что зарегистрировали новую, обратите внимание: программа 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации позволяет вести учет одновременно по нескольким организациям с разными режимами налогообложения.

    С помощью автоматизации учета можно быстро и без ошибок заполнить реквизиты контрагентов по ИНН или наименованию, рассчитать суммы налогов и взносов и оплатить их по актуальным реквизитам в федеральную налоговую службу. Также можно вести электронный документооборот, заполнять и сдавать отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Минюст онлайн. При этом есть возможность отслеживания доставки отчетности адресату.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector