Земли лесного фонда правовой режим их использования

Тема 13. Правовой режим земель лесного фонда

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ (ст. 101) и регулирующий особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г.

В статье 5 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. Как экологическая система лес выступает основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и нуждается в охране, обеспечиваемой экологическим законодательством. Как природный ресурс лес является объектом гражданского оборота (лесным насаждением) и выступает предметом гражданско-правовых договоров и иных сделок с учетом ограничений, налагаемых требованиями охраны лесов. И, поскольку использование лесов невозможно без использования земель, на которых они расположены, лесопользование юридически связано с землепользованием. Эта взаимосвязь, проявляющаяся в особенностях правового регулирования лесов, и подлежит выяснению.

К землям лесного фонда на основании ст. 101 ЗК РФ относятся:

1. Лесные земли: а) земли, покрытые лесной растительностью; б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

2. Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др.).

При этом ст. 6 ЛК РФ устанавливает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Из этого следует, что если леса располагаются на землях иных категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ, например сельскохозяйственного назначения, то на них распространяется правовой режим земель конкретной категории и нормы, предусматривающие правила использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Руководящим для использования таких земель будет принцип лесного законодательства — обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения.

Статьей 7 ЛК РФ определяется понятие лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета.

Лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности. Право собственности на лесные участки, расположенные на других категориях земель, определяется в соответствии со ст. ст. 15 — 19 ЗК РФ, т.е. может принадлежать субъектам РФ, муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

Лесной кодекс не содержит четкого понятия лесных насаждений, но из смысла статей этого Закона следует, что в качестве таковых следует понимать деревья, кустарники, лианы и иные древесные и кустарниковые насаждения естественного и искусственного происхождения, произрастающие на лесных участках. Иными словами, это лесная растительность.

В связи с этим ст. 3 ЛК РФ устанавливается и разделение имущественных отношений на:

— имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков;

— имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений.

При этом ч. 2 ст. 3 ЛК РФ определяет регулирование данных имущественных отношений гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:

— постоянного (бессрочного) пользования;

— ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);

— безвозмездного срочного пользования.

Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду.

На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.

Безвозмездное срочное пользование лесными участками в отношении иных организаций, в том числе в случаях, если лесной участок находится не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности, может возникать и прекращаться в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.

Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком. В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев его сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи в случаях, предусмотренных законодательством.

Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен.

Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. На основании договора аренды лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ.

Лесной кодекс РФ установил разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на:

Земли, занятые эксплуатационными и резервными лесами, выделяются только в составе земель лесного фонда. Защитные леса могут выделяться в других категориях земель.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Выделяются следующие категории защитных лесов (ст. 102 ЛК РФ):

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

В составе защитных и эксплуатационных лесов могут выделяться особо защитные лесные участки. К ним относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных ЛК РФ видов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читать еще:  Предварительный договор купли продажи дачи

59. Земли лесного фонда: понятие, состав и правовой режим

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Границы земель лесного фонда определяются путем их отграничения от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о них заносятся в перечень основных учетных документов государственного земельного кадастра.

Для разграничения правового режима земель лесного фонда и общих положений лесного законодательства следует обратиться к Лесному кодексу РФ, вступившему в силу с 1 января 2007 г.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и земли лесного фонда, том числе не покрытые лесной растительностью. Лесное и земельное законодательство регулируют отношения в области использования и охраны земель лесного фонда. Гражданское и иное законодательство РФ регулируют отношения по использованию различных видов лесной растительности.

В отличие от других категорий земель, практически все земли лесного фонда находятся в собственности государства, т.е. являются федеральной собственностью. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд грибы, ягоды и другие плоды, охотиться, собирать лекарственные растения. Однако эти действия контролируются государством и, в необходимых случаях, подлежат ограничению.

Лесной кодекс РФ предусмотрел право граждан и юридических лиц пользоваться лесными угодьями на правах аренды, причем она должна носить долговременный характер и защищать интересы всех граждан и общества в целом. При этом лесопользователи обязаны осуществлять охрану лесных земель, соблюдать условия договоров проводить лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные и другие обязательные правила.

Состав земель лесного фонда РФ определяется ст. 23 ЛК РФ. В состав входят:

Управление землями лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами управления землями, определенными ст. 1 ЗК РФ. В целях качественного учета, перераспределения и контроля со стороны государства за землями лесного фонда в настоящее время создается лесной реестр по аналогии с земельным кадастром.

60. Земли водного фонда: понятие, состав и правовой режим

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Порядок использования земель водного фонда, режим охраны определяется ЗК РФ, а также Водным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января 2007 г. Приоритетное значение придается использованию и правовому режиму земель, предназначенных для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

По характеру оно подразделяется на:

Объектом водных правоотношений является водный объект или его часть, состоящий из поверхностных вод и земель, а также покрытые ими или сопряженные с ними объекты (дно и берега водного объекта). Подземные воды и вмещающие их горные породы аналогично рассматриваются как единый водный объект.

Обособленный водный объект (пруд, отдельное непроточное озеро) относится к недвижимому имуществу и является частью земельного участка. Допускается помимо государственной и муниципальной собственности на обособленные водные объекты частная собственность.

Участники земельных правоотношений могут использовать земли водного фонда свободно, если не причиняют вреда окружающей природной среде. Для ведения предпринимательской деятельности граждане и юридические лица, являющиеся водопользователями, вправе использовать водные объекты после получения лицензии.

В соответствии с ЗК РФ могут устанавливаться ввозные сервитуты. Как правило, они носят публичный характер (право забора воды, право доступа к прибрежной полосе, право использования воды для водопоя скота и т.д.).

Аналогично как при лесопользовании, Водным кодексом РФ устанавливаются определенные обязанности для участников правоотношений и предоставляются определенные права.

Водным кодексом РФ устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.

Для защиты водных объектов от влияния антропогенных факторов и иной деятельности человека действующим законодательством предусматриваются специальные водоохранные зоны. Их размеры устанавливаются федеральным законодательством или законами субъектов РФ. Например, максимальная ширина водоохранных зон для водохранилищ в Московском регионе устанавливается в размере 500 м. В пределах водоохранных зон на землях водного фонда запрещаются: применение пестицидов, размещение складов ядохимикатов и ГСМ, животноводческих комплексов и ферм, мойка и ремонт автомобилей, размещение стоянок транспортных средств, проведение рубок главного пользования. Еще более жесткий режим водопользования устанавливается в прибрежных защитных полосах. На данных земельных территориях запрещается распашка земель, применение удобрений или химикатов, размещение садово-огородных участков, движение любого автотранспорта.

Такие участки предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреационных задач, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных и гидротехнических сооружений при наличии необходимых лицензий.

Для обеспечения необходимого контроля РФ и субъектами РФ устанавливаются контролирующие и специальные водоохранные мероприятия.

Правовой режим земель лесного фонда

Понятие и общая характеристика лесов

Лес – важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Лесам принадлежит основная роль в сохранении почв и воды, поддержании здоровой атмосферы и биологического разнообразия растительного и животного мира, создании условий для удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей людей.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:

  • – обороны и безопасности, на которых расположены леса;
  • – населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
  • – особо охраняемых территорий, на которых расположены леса.

Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются Рослесхозом. Границы лесничеств, как правило, совмещаются с границами муниципальных образований в пределах соответствующего субъекта РФ. Лесопарки организуются, как правило, вокруг населенных пунктов, вблизи путей транспорта, водных объектов, в лесных массивах, наиболее посещаемых населением.

Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе в соответствии с целевым назначением земель, на которых они располагаются. Границы земель лесного фонда и земель иных категорий определяются в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные, резервные.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Защитные леса – леса, подлежащие освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ст. 12, 102 ЛК РФ).

В защитных лесах запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и др.) – ст. 14 ЛК РФ. Сплошные рубки в защитных лесах осуществляются только в тех случаях, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.

С учетом правового режима защитных лесов они подразделяются на следующие категории.

1. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях).

На территориях государственных природных заповедников запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.

В лесах, занимающих территории национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

В лесах на особо охраняемых природных территориях (за исключением территорий биосферных полигонов) запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством РФ порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждены приказом МНР РФ от 16.07.2007 № 181.

2. Леса, расположенные в водоохранных зонах.

Охрана и защита лесов, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Читать еще:  Сколько действует штраф ГИБДД с камеры

В этих лесах запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений и использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст. 104 ЛК РФ).

3. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, включающие в себя леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны; лесопарковые зоны; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В этих лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, а также случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном Рослесхозом.

В лесопарковых зонах запрещаются: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; охота; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.

В зеленых зонах запрещаются:

  • – использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
  • – охота;
  • – разработка месторождений полезных ископаемых;
  • – ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства;
  • – размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 105 ЛК РФ).

4. Ценные леса, которые включают в себя государственные защитные лесные полосы, противоэрозийные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное и историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры; запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; нерестоохранные полосы лесов (ст. 102 ЛК РФ).

В ценных лесах запрещены сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно- гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

В защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах могут быть особо защитные участки лесов (ст. 107 ЛК РФ).

К особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.

На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

На заповедных лесных участках запрещается проведение рубок лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утверждены приказом Рослесхоза от 14.12.2010 № 485.

Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Эксплуатационные леса – леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ст. 12, 108 ЛК РФ).

В эксплуатационных лесах допускается: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по теологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ (ст. 25 ЛК РФ).

Отнесение лесов к эксплуатационным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Резервные леса – леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины (ст. 109 ЛК РФ).

Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

Отнесение лесов к резервным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель других категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 ЛК РФ).

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и аренду, а гражданам – в безвоздмездное срочное пользование и аренду (ст. 71 ЛК РФ).

Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит РФ, если это использование осуществляется в целях геологического изучения недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водных объектов и гидротехнических сооружений, специализированных портов, линейных объектов, а также для переработки древесины (ст. 20 ЛК РФ).

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Граждане и юридические лица приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы, если зарегистрированы в соответствии с указанным Федеральным законом и используют леса в целях заготовки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 1 ст. 20, ст. 25 ЛК РФ).

Право собственности в этом случае приобретается в соответствии с гражданским законодательством.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

Особенности правового режима земель лесного фонда связаны с тем, что к ним отнесены две группы земель. Во-первых, это непосредственно лесные земли, т.е. покрытые лесной растительностью, а также хотя и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие). Во-вторых, — это такие нелесные земли, которые предназначены для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие). При этом земли данной категории занимают более половины территории страны, что обусловливает их значение для экологии и заготовки древесины.

Лесопользование юридически связано с землепользованием, поскольку использование лесов невозможно без использования тех земель, на которых они расположены. Поэтому ЛК РФ предусматривает, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются [1] .

Согласно ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, соответственно земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые также могут располагаться на землях иных категорий (если на них расположены леса).

В целях расширения степени оборотоспособности объектов, вовлеченных в лесные отношения, лесное законодательство разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесные насаждения и лесной участок. При этом древесина на корню выступает как недвижимость, как принадлежность главной вещи — земле, на которой она произрастает.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства. Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте. Собственниками же лесных участков в составе иных категорий земель могут быть субъекты РФ, муниципальные образования и даже граждане и юридические лица в соответствии с земельным законодательством. Впрочем, нормы других федеральных законов, определяющих формы собственности на землю (ЗК РФ, ВК РФ, законы о природных территориях, о недрах, об обороне, о мелиорации) применительно к таким землям также отдают приоритет публичной земельной собственности. Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду, а также в постоянное (бессрочное) пользование (только государственным или муниципальным учреждениям) и в безвозмездное пользование.

Решение о предоставлении лесных участков принимают уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления. Наиболее распространенным способом осуществления права пользования землями лесного фонда и лесами является договор аренды, на основании которого лесные участки предоставляются для заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ, в том числе и для ведения сельского хозяйства. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Однако до 1 января 2017 г. допускается предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков без проведения такого учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Читать еще:  Типовой договор купли продажи авто

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. По общему правилу заключение такого договора осуществляется по результатам открытого аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без торгов заключение договора аренды в отношении лесного участка допускается только в следующих случаях:

  • • осуществление деятельности юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов;
  • • выполнение работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых;
  • • строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов и причалов в соответствии с водным законодательством;
  • • строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов;
  • • реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов [2] ;
  • • заготовка древесины налесном участке, предоставленном для переработки ее и иных лесных ресурсов, а также на участке, на котором выполняются работы, связанные с недрами, водными и линейными объектами;
  • • нахождение на таком участке здания или сооружения (договор аренды заключаются с собственником такого здания или сооружения, а также помещения в нем или же с таким юридическим лицом, которому этот объект предоставлен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Кроме того, без проведения торгов осуществляется заключение нового договора аренды с лицом, надлежащим образом исполнившим прежний договор — по истечении срока его действия (для тех же видов использования лесов, для которых лесной участок был предоставлен ранее) при условии, что прежний договор также был заключен без проведения торгов либо если лесной участок по прежнему договору был предоставлен в аренду по результатам торгов на срок более 10 лет.

Режим правовой охраны лесов и земель лесного фонда определяется в зависимости от целевого назначения лесов, которые подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Кроме того, во всех этих категориях лесов могут быть особо защитные участки лесов — это: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; а также другие особо защитные участки лесов.

Целью освоения защитных лесов является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием таких лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В защитных лесах и на защитных участках запрещена деятельность, несовместимая с целевым их назначением и полезными функциями.

Эксплуатационными являются такие леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Здесь допускаются все виды лесопользования. В том числе, в таких лесах допускается ведение сельского хозяйства (сенокошение, выпас животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и иная сельскохозяйственная деятельность, а также размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек).

К резервным относятся такие леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование этих лесов с проведением рубок лесных насаждений допускается только после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам (за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд).

Всеми лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование ежегодно подается в органы государственной власти или местного самоуправления лесная декларация, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

  • [1] Помимо непосредственно земель лесного фонда леса могут располагатьсяна землях населенных пунктов (городские леса), на землях промышленности и иного специального назначения (главным образом — на землях обороны и безопасности)и на ООПТ.
  • [2] Подробнее см.: Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетныхинвестиционных проектов в области освоения лесов (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 (с послед изм. и дополн.) «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» // СЗ РФ. 2007. № 30. ст. 3935).

Особенности правового режима земель лесного фонда

В ЗК РФ дается определение земель лесного фонда, к которым ст. 101 данного кодекса относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Установлено, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.

Согласно лесному законодательству леса в РФ располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ст. 6 ЛК РФ).

Правовой режим лесов, расположенных на землях лесного фонда зависит от их целевого назначения.

Так, в соответствии со ст. 10 ЛК РФ 11 Справочная система «Консультант плюс». леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на:

  • 1) защитные леса;
  • 2) эксплуатационные леса;
  • 3) резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Кроме того, в защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования:

  • а) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
  • б) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
  • в) постоянные лесосеменные участки;
  • г) заповедные лесные участки;
  • д) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
  • е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
  • ж) другие особо защитные участки лесов (ст. 102 ЛК РФ).

Гл. 2 ЛК РФ устанавливает особенности использования лесов на территории РФ. Так, согласному данному закону леса в РФ могут использоваться для следующих целей: заготовка древесины, живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; сбора лекарственных растений; для ведения охотничьего хозяйства; для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности; для рекреационной и иных видов деятельности, с особенностями, предусмотренными соответствующими статьями ЛК РФ,

Рассмотрим особенности правового режима каждой из них.

Законодатель с учетом особенностей правового режима выделяет следующие категории лесов первого вида (защитных лесов):

  • 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
  • 2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
  • 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
    • а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
    • б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    • в) зеленые зоны, лесопарки;
    • г) городские леса;
    • д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • 4) ценные леса:
    • а) государственные защитные лесные полосы;
    • б) противоэрозионные леса;
    • в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
    • г) леса, имеющие научное или историческое значение;
    • д) орехово-промысловые зоны;
    • е) лесные плодовые насаждения;
    • ж) ленточные боры.

Устанавливается целевое назначение данной категории земель. Так, согласно ч. 1 ст. 102 и ч. 4 ст. 12 ЛК РФ закреплено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

На территории таких лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях ЛК РФ относит леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных особо охраняемых природных территориях.

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

По общему правилу в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесах в РФ запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

Кроме того, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов запрещены и случи установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

Законодатель предусматривает возможность выборочных рубок (в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов), которая на практике реализуется только для целей вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

Леса второго вида (эксплуатационные леса) подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Здесь допускается использование лесов всех видов, предусмотренных ЛК РФ.

К резервным лесам (леса третьего вида) в РФ отнесены леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Использование таких лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector