Может ли некоммерческая организация применять УСН

Упрощенная система налогообложения в НКО

При регистрации некоммерческой организации, а иногда и в процессе её деятельности, часто возникает вопрос о выборе системы налогообложения. Если у Вас возникает вопрос, стоит ли Вашей некоммерческой организации переходить на УСН, прочитайте эту статью.

Что же такое УСН и ради чего на неё переходить?

На данный момент применение Упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от:

  1. уплаты налога на прибыль организаций,
  2. налога на имущество организаций,
  3. налога на добавленную стоимость (НДС).

При этом организация уплачивает единый налог, взимаемый в связи с применением Упрощенной системы налогообложения:

а) при выборе объекта налогообложения «Доходы» — 6% со всех поступлений, признающихся доходом в соответствии с Налоговым кодексом РФ,

б) при выборе объекта налогообложения «Доходы минус расходы» — 15% с разницы между доходами и расходами, либо 1% — минимальный налог при отсутствии данной разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Важно помнить, что полученные некоммерческими организациями ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, использованные по назначению в соответствии с частью 2 статьи 251 НК РФ данным налогом не облагаются. При этом организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов по полученным ею целевым поступлениям.

То есть с грантов, целевых субсидий, целевых пожертвований, взносов членов и учредителей налог не взимается .

Также при применении УСН Руководитель организации может принимать ведение бухгалтерского учёта на себя (то есть НКО может жить и работать без Главного бухгалтера, специализированной организации по предоставлению услуг по ведению бух.учета и т.п. в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Изначально Упрощенная система налогообложения включала и иные плюсы – уменьшенную ставку налогов на фонд оплаты труда и отсутствие необходимости вести бухгалтерской учет. Именно ради этого большинство некоммерческих организаций и переходили на Упрощенную систему. Однако в данное время эти положения исключены из Налогового кодекса РФ и никаких «льгот», кроме указанных выше, УСН не предполагает.

Таким образом, применение УСН однозначно выгодно некоммерческой организации, если:

  1. НКО реализует товары, выполняет работы и оказывает услуги на территории Российской Федерации (в том числе социальные услуги, платные услуги своим членам и т.п.);
  2. НКО имеет движимое или недвижимое имущество, учитывающееся на балансе организации в качестве основных средств, т.е. имущество, предназначенное для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью более 40 000 рублей. Например, помещение, автомобиль, компьютерную и бытовую технику стоимостью выше 40 000 рублей (более подробную информацию о том, что является облагаемым налогом имуществом, смотрите в соответствующей статье НК РФ).

Переход на УСН

Организация (в том числе некоммерческая) имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если:

  1. доходы организации по итогам 9 месяцев текущего года не превышают 45 миллионов рублей (года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на УСН);
  2. средняя численность работников организации меньше 100 человек (за отчетный период);
  3. организация не имеет филиалов,
  4. остаточная стоимость основных средств менее 100 миллионов рублей,
  5. организация не производит подакцизные товары.

Перейти на Упрощенную систему налогообложения можно с 1 января следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря текущего года. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация вправе перейти на УСН в срок не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Получается, что для НКО, финансируемой в рамках социальных проектов (за счет грантов и субсидий), за счет взносов членов и пожертвований и не имеющей дорогостоящего имущества (свыше 40 000 рублей) со сроком использования более года, принципиальной разницы между обычной и упрощенной системой налогообложения нет.

Однако, как только в организации появляется объект для налогообложения (например, в рамках социального проекта приобретается автомобиль или ноутбук стоимостью более 40 000 рублей), она обязана уплачивать по нему соответствующий налог до того момента, когда сможет перейти на УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, серьёзные приобретения обычно планируются заранее и организация может рассчитать «выгодные» для неё сроки приобретения подобного имущества (до 31 декабря текущего года подать уведомление о применении УСН, а осуществить покупку уже после 1 января следующего года).

Получается, что некоммерческая организация может не торопиться с переходом на УСН до тех пор, пока в ней не появится необходимость. В то же время, применение УСН не требует значительных дополнительных затрат и незначительно увеличивает документооборот организации: добавляется лишь один документ – предоставляемая раз в год Декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Если организация фактически не ведёт финансово-хозяйственной деятельности (многие начинающие НКО даже не имеют Расчетного счета, а ведут деятельность за счет личных средств, которые никак не оформляют), можно не переходить на УСН и незначительно сократить затраты времени на подготовку нулевой отчетности.

Однако если организация планирует развиваться, то есть смысл применять упрощенную систему налогообложения сразу, чтобы не подстраивать график покупок и организации новых видов деятельности под сроки перехода на УСН.

Некоммерческие
организации и налоги

Особенности налогообложения НКО

Обязательные платежи, с которыми сталкиваются НКО:

  • налог на прибыль организаций либо налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);
  • страховые взносы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на имущество организаций;
  • налог на добавленную стоимость (НДС).

О каждом из них поговорим подробнее.

Налоговые режимы

Существует несколько налоговых режимов, но для некоммерческих организаций актуальны два из них:

  • общий режим налогообложения (ОСН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН).

Налоговые режимы имеют свои особенности, раскрываемые в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Разберем основные отличия.

Общий режим налогообложения

Общий режим налогообложения действует в отношении организации по умолчанию, если она по собственной инициативе не перешла на другой налоговый режим. Основным налогом для некоммерческой организации на ОСН будет налог на прибыль организаций, стандартная ставка которого равна 20% от прибыли (то есть доходов, уменьшенных на величину произведенных для их получения расходов). Также на ОСН организация является плательщиком НДС (кроме случаев, когда у организации есть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика – его легко получить, если НКО вообще не оказывает платных услуг и ничего не продает, либо такие доходы за 3 месяца не превышают 2 млн рублей).

Упрощенная система налогообложения

В отличие от ОСН применение упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от уплаты налога на прибыль организаций и НДС (за некоторыми исключениями, которые в деятельности НКО встречаются крайне редко), соответственно, и от отчетности по этим налогам. Вместо этого организация выбирает один из двух вариантов уплаты налога в связи с применением УСН:

  • 6% с доходов;
  • 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов.

При этом под доходами (как в налоге на прибыль организаций, так и при УСН) понимаются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, а целевое финансирование и целевые поступления (например, пожертвования) доходами не считаются.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Кроме того, для НКО на УСН есть дополнительные преференции, например, возможность использовать пониженные тарифы страховых взносов.

Таким образом, преимущества УСН для НКО очевидны: меньше отчетности, нет НДС, есть возможность пользоваться дополнительными послаблениями. Даже если НКО оказывает платные услуги или занимается продажами, она все равно будет платить облегченный налог вместо налога на прибыль организаций.

Большинство НКО соответствуют условиям, позволяющим применять УСН. Этих условий много ( статья 346.12 Налогового кодекса ), но основных из них три:

  • средняя численность работников организации не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств, которые есть на балансе организации (деньги на счетах и ценные бумаги сюда не относятся), не превышает 150 млн рублей;
  • доходы за год (не считая целевого финансирования и целевых поступлений) не превышают 150 млн рублей.

Как перейти на УСН?

Вариант 1
Со дня регистрации, точнее, со дня постановки на учет в налоговом органе. Обычно эта дата совпадает с датой внесения записи в ЕГРЮЛ. Когда организация зарегистрирована, у нее есть 30 календарных дней с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет, для того чтобы подать в налоговый орган уведомление о переходе на УСН. В таком случае организация считается применяющей УСН с первого дня своего существования.

Вариант 2
С 1 января следующего года. Для этого достаточно подать уведомление о переходе на УСН до конца текущего года (до 31 декабря).

В любом случае в уведомлении о переходе на УСН нужно будет указать выбранный объект налогообложения:

Если организация планирует оказывать платные услуги практически с нулевой прибылью, то предпочтительнее второй вариант. Если же она собирается продавать разное имущество или поделки на благотворительных мероприятиях или вообще не предполагает вести предпринимательскую деятельность, то лучше первый вариант.

Налогообложение поступлений

Существует перечень поступлений, которые не учитываются как доходы НКО для целей налогообложения. То есть с таких поступлений не нужно платить ни налог на прибыль организаций на общем режиме налогообложения, ни налог в случае применения упрощенной системы налогообложения. Условия для обоих налоговых режимов (ОСН и УСН) одинаковые: перечень необлагаемых поступлений приведен в статье 251 Налогового кодекса. Перечислим основные из них:

  • гранты. Гранты Президента Российской Федерации, предоставляемые Фондом президентских грантов, налогом не облагаются. По другим грантам необходимо проверять соблюдение условий, изложенных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса: значение имеют источник (кто выделяет грант) и сфера реализации грантовой программы;
  • пожертвования ( статья 582 Гражданского кодекса Российской Федерации );
  • взносы (деньги и иное имущество), которые вносятся учредителями, участниками, членами организации и предусмотрены ее уставом;
  • безвозмездно полученные работы и услуги при наличии договоров о безвозмездном выполнении работ, оказании услуг;
  • имущество и права, переходящие по завещанию в порядке наследования;
  • имущество и права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности ;
  • субсидии , предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности;
  • права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом .
Читать еще:  Как узнать существует ли организация по названию

Почти всё, что обычно собирают НКО, – частные пожертвования, членские взносы (для членских НКО), бесплатные услуги от бизнеса и волонтеров, – может не облагаться налогом при соблюдении минимальных требований к оформлению документов. По сути, НКО могут жить и чаще всего живут вообще без уплаты налогов с доходов, если ничего не продают, не оказывают платных услуг и не получают процентов по депозитам. Но есть важный нюанс: НКО должны раз в год отчитываться по всем своим необлагаемым налогом поступлениям. Для этих целей существует специальный отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Налог на имущество организаций

С 1 января 2019 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество , кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.

Страховые взносы

Именно со страховыми взносами НКО сталкиваются чаще всего. Они платятся как работникам по трудовым договорам, так и внешним специалистам, привлекаемым по гражданско-правовым договорам для выполнения отдельных работ или услуг.

Можно выделить 4 вида страховых взносов:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22%)

Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2019 году она составляет 1,15 млн рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (5,1%)

Самые простые для расчета страховые взносы – 5,1% от всей суммы выплат.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%)

2,9% – это стандартный тариф, который нужно брать за основу при планировании бюджета организации или проекта. При этом страховые взносы платятся до момента, пока выплаты конкретному работнику нарастающим итогом за год не достигнут предельной величины. В 2019 г. она составляет 865 000 рублей.

Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%)

0,2% – это тариф по наиболее распространенному I (минимальному) классу профессионального риска.

Все эти взносы организация платит «сверх» зарплаты. Давайте посмотрим на примере, как они рассчитываются.

Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:

  • 22% от 30 000 рублей (6 600 рублей) на обязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% (1530 рублей) на обязательное медицинское страхование;
  • 2,9% (870 рублей) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,2% (60 рублей) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Итого получается, что мы платим 30,2% от зарплаты в качестве страховых взносов. От суммы в 30 000 рублей это будет 9 060 рублей. По сути, работник, получающий зарплату в 30 000 рублей в месяц, обходится организации в 39 060 рублей. При этом сам работник на руки получает 26 100 рублей, если только не пользуется налоговыми вычетами.

Страховые взносы с выплат работникам, состоящим в штате организации (с кем заключены трудовые договоры), и людям, работающим по договорам гражданско-правового характера, немного отличаются:

О применении упрощенной системы налогообложения некоммерческими рганизациями

А.К.Толмасова,
юрист Центра развития демократии и прав человека В июле 2002 г. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнился новой главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения». В отличие от действующего порядка, перейти на упрощенную систему с 1 января 2003 г. могут все организации, в том числе и некоммерческие, если их статус и деятельность отвечают заданному набору критериев.
Что собою представляет упрощенная система налогообложения (УСН), какие из НКО могут на нее перейти и нужно ли им это делать?
Суть упрощенной системы налогообложения

Организации, перешедшие на УСН, платят единый налог в размере 6 процентов с дохода или 15 процентов с дохода, уменьшенного на величину расходов. При этом единый налог заменяет собой налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на имущество организаций и единый социальный налог. Иные налоги уплачиваются организациями в соответствии с общим режимом налогообложения. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в общем порядке.
Организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, т.е. они обязаны исчислять и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц, а в случае, например, аренды муниципального или государственного имущества — налог на добавленную стоимость.
Переход на УСН происходит добровольно путем подачи в налоговую инспекцию соответствующего заявления. Срок подачи заявления — с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет перейти на УСН. Какие НКО могут перейти на упрощенную систему налогообложения?

Остановимся лишь на тех критериях, которые имеют непосредственное отношение к абсолютному большинству НКО.

  1. По итогам девяти месяцев того года, в котором НКО подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не должен превышать 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж). Под доходом от реализации понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, стоимость безвозмездно полученных НКО денежных средств, иного имущества не учитывается при определении критической суммы.
  2. НКО не должна иметь филиалов и (или) представительств.
  3. НКО не должна заниматься производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
  4. НКО не должна быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ. Этот критерий может иметь отношение только к тем НКО, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в следующих сферах: оказание бытовых услуг; ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 70 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 квадратных метров; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов с использованием не более 20 автомобилей. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности вводится по решению субъекта Российской Федерации.
  5. Средняя численность работников в НКО за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек. Средняя численность определяется в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
  6. Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности НКО, не должна превышать 100 млн. рублей.
  7. НКО не является негосударственным пенсионным фондом.

Остальные критерии вообще не приложимы к НКО либо приложимы лишь теоретически (трудно найти НКО, которая являлась бы участником соглашения о разделе продукции). Некоторые сложности в понимании могут вызвать два следующих критерия.

  1. Не могут применять УСН организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. В контексте главы 26.2 Налогового кодекса РФ под словами «доля участия» следует понимать участие в уставном капитале. Поскольку у НКО не существует уставного капитала, не может существовать и доля участия в НКО других организаций, даже в том случае, если учредителем (одним из учредителей) НКО является юридическое лицо. В отношении же коммерческих организаций данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.
  2. В числе организаций, которые не вправе применять УСН, названы инвестиционные фонды. Можно ли этот критерий применить к некоммерческим фондам, которые осуществляют так называемые социальные инвестиции, например к фондом местного сообщества? Нет, нельзя, поскольку согласно ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» слова «инвестиционный фонд» — это часть фирменного наименования акционерного инвестиционного фонда — открытого акционерного общества, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова «инвестиционный фонд» в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. К таким исключениям не относятся некоммерческие фонды.

Какой объект налогообложения выбрать?

Налогоплательщик самостоятельно может выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. В первом случае налог составляет 6 процентов, во втором — 15. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Некоммерческие организации, доходы которых состоят преимущественно (или полностью) из выручки, например образовательные организации, которые оказывают платные образовательные услуги, должны сделать выбор на основании экономических расчетов. Если же НКО значительную часть своих доходов получает в виде безвозмездных поступлений, то имеет смысл выбрать в качестве объекта доходы (и, соответственно, ставку 6 процентов), поскольку для такой НКО весьма проблематично зачесть свои так называемые целевые затраты в качестве расходов, на сумму которых могут быть уменьшены доходы.
Начиная с 1 января 2005 года для всех налогоплательщиков, применяющих УСН, объектом налогообложения будет признаваться только доход, уменьшенный на величину расходов (и, соответственно, ставка 15 процентов). Поэтому использовать ставку 6 процентов можно лишь в 2003-2004 годах. В чем преимущества перехода на УСН?

Читать еще:  Какие документы нужны для переоформления земельного участка

1. УСН как способ выживания.
Ныне действующий порядок налогообложения прибыли таков, что значительная часть некоммерческих организаций фактически лишена возможности получать безналоговые поступления. Например, автономные некоммерческие организации, не занимающиеся благотворительной деятельностью, образованием, наукой, культурой или охраной окружающей среды, обязаны практически все безвозмездные поступления включать в налоговую базу по налогу на прибыль (см. статью 251 Налогового кодекса РФ). Эти поступления признаются внереализационным доходом и из-за отсутствия внереализационных расходов (целевые расходы на уставную деятельность таковыми не признаются) облагаются налогом на прибыль в размере 24 процентов всех безвозмездно полученных средств. В аналогичной ситуации находятся некоммерческие партнерства, союзы и ассоциации и ряд других организаций. Для таких организаций переход на УСН — единственный путь продолжить свое существование. Кроме того, это может быть экономически выгодно.

2. Экономическая выгода.
Поскольку УСН заменяет собой единый социальный налог, применение этой системы может дать экономию на налогах даже тем организациям, которые не осуществляют никакой предпринимательской деятельности. Расчеты показывают, что, если в затратах НКО заработная плата составляет не менее 20 процентов, то совокупное бремя налогов при переходе на УСН уменьшается.
Рассмотрим пример. Предположим, НКО, применяющая общий порядок налогообложения, получила и израсходовала 100 рублей безвозмездных поступлений. При этом 20 рублей было израсходовано на заработную плату сотрудников. Начисления на заработную плату составили: 2,8 руб. — взносы на обязательное пенсионное страхование, как правило 1 , 0,04 руб. — взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 4,32 руб. — единый социальный налог (в том числе 2,8 руб. в федеральный бюджет, 0,8 руб. в Фонд социального страхования, 0,72 руб. в фонды обязательного медицинского страхования). Всего отчислений 7 руб. 16 коп., или 7,16 процентов от поступивших и израсходованных средств.
Та же организация, перешедшая на УСН, должна заплатить 2,8 руб. в качестве взносов на обязательное пенсионное страхование, 0,04 руб. — взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и 6 руб. в качестве единого налога. Необходимо к тому же учесть, что сумму единого налога можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Таким образом, НКО может уменьшить сумму единого налога (6 руб.) на 2,8 руб., что в итоге дает размер единого налога — 3,2 руб. Совокупное налоговое бремя составит 6,04 процентов (2,8 + 0,04 + 3,2).
Чем выше процент заработной платы в структуре расходов организации, тем больше экономия. Если, например, заработная плата составляет 70 процентов, то сумма всех платежей, связанных с выплатой заработной платы составит 25,06 процентов. При переходе на УСН в тех же условиях организация заплатит государству 12,94 процента от всех поступивших и израсходованных средств.
Если НКО не освобождена от налога на имущество предприятий, экономия будет еще больше.

3. Снижение уровня неопределенности в налогообложении.
Отнесение некоторых безвозмездно полученных доходов НКО к категории целевых, наверное, вызовет претензии налоговых органов. Практика налоговых проверок в условиях действия главы 25 Налогового кодекса РФ (Налог на прибыль организаций) пока отсутствует, но уже сейчас можно предсказать несовпадение взглядов НКО и налоговых органов по некоторым вопросам. Например, есть сигналы, что налоговые органы не склонны рассматривать как пожертвования поступления от иностранных физических или юридических лиц. Легко предсказать, что множество споров вызовет такое безвозмездное поступление, как средства, полученные на осуществление благотворительной деятельности. Является ли социальной поддержкой деятельность правозащитных организаций? Что такое улучшение морально-психологического состояния граждан? Издание и бесплатное распространение книги по проблемам расизма и ксенофобии — это благотворительная деятельность или нет? Подобных вопросов не счесть.
Некоммерческим организациям, которые планируют безвозмездные поступления такого «спорного» характера и хотят обойтись без судебных разбирательств, лучше перейти на упрощенную систему налогообложения и, заплатив не более 6 процентов единого налога, не тревожиться за судьбу организации и ее руководителей.
Важно учитывать, что переход на УСН не препятствует организациям получать целевое финансирование и целевые поступления, которые, как и при общем режиме налогообложения, не будут включаться в налоговую базу. Согласно ст. 346.15 НК РФ организации, перешедшие на УСН, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Пункт 8 ст. 250, в свою очередь, относит к внереализационным доходам доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Таким образом, техническая и гуманитарная помощь, средства целевого финансирования в виду грантов, членские взносы, пожертвования и прочие целевые поступления не включаются в налоговую базу и у тех организаций, которые перешли на УСН.

4. Упрощение учета и отчетности.
Если некоммерческая организация перешла на УСН и включает в налоговую базу все безвозмездные поступления, она тем самым решает многие сложные вопросы своей деятельности. Исчезает необходимость отчитываться перед налоговыми органами о целевом использовании безвозмездных поступлений, следовательно, вопрос целевого (нецелевого) использования будет обсуждаться только с донором. Можно без опасения разместить временно свободные средства на депозите, можно направить их на создание консультационного пункта, в котором, наряду с бесплатными консультациями, будут оказывать и платные услуги.
Исчезает необходимость вести раздельный учет и вместе с ней становятся неактуальными вопросы, за счет каких средств платить зарплату директору и бухгалтеру, как разделить в учете арендную плату за единственную комнату, в которой ведется вся деятельность.
Организации, у которых при общем режиме налогообложения возникают проблемы с исчислением и (или) уплатой налога на добавленную стоимость, при переходе на УСН перестают искать пути ее решения.
Организации, которые сознательно воздерживались от оказания платных услуг или продажи произведенной продукции, могут смело развивать это направление деятельности. У каких организаций нет интереса переходить на УСН?

Нет смысла переходить на УСН тем организациям которые финансируют свою деятельность исключительно за счет бесспорно целевых поступлений и доля заработной платы в которых не превышает 15 процентов. Например, организациям, в которых нет сотрудников и вся деятельность которых сосредоточена на материальной помощи малоимущим.

Налогообложение некоммерческой организации на УСН

Вновь созданный благотворительный фонд применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». В штате имеются два человека. На расчетный счёт поступают средства по договорам пожертвования, в которых не указано, на какие именно цели перечисляются средства. В уставе указано, что фонд имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. Как вести раздельный учёт? С каких сумм нужно платить УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Суммы, полученные благотворительным фондом в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) фондом для целей этих нормативных правовых актов признается не имеющая членства некоммерческая организация (далее — НКО), учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

На фонд как одну из правовых форм, в которой создаются НКО, распространяется и положение п. 3 ст. 213 ГК РФ, согласно которому коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Так как фонд, будучи юридическим лицом, является участником гражданских правоотношений, порядок осуществления им права собственности определяется согласно нормам ГК РФ и иных принятых в соответствии с ним федеральных законов (п.п. 1, 2 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Напомним, что согласно ст. 128 ГК РФ, определяющей виды объектов гражданских прав, под имуществом в гражданском законодательстве понимаются в том числе и деньги.

В силу п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться им любым образом.

Пунктом 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ установлено, что источниками формирования имущества НКО в денежной и иных формах являются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности НКО;
  • другие не запрещенные законом поступления.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 249 и 250 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о НКО взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Читать еще:  Какой штраф за управление автомобилем без страховки

Таким образом, у общественных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание НКО и (или) ведение ею уставной деятельности (письмо Минфина России от 28.03.2014 № 03-11-06/2/13904).

Подобный вывод содержат также письма Минфина России от 02.03.2012 № 03-03-04/16, от 07.12.2010 № 03-03-06/4/119, от 01.11.2010 № 03-03-06/4/105, от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79, от 30.06.2008 № 03-03-06/4/44, УФНС России по г. Москве от 16.02.2010 № 16-12/016014@, от 15.01.2009 № 19-12/001802.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.

По мнению специалистов Минфина России, изложенному в письме от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности.

По нашему мнению, к расходам фонда на ведение уставной деятельности следует относить расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе фонда в качестве цели и предмета ее деятельности.

Заметим, согласно п. 3 ст. 7 Закона № 7-ФЗ попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

В рассматриваемом случае фонд на основании устава имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. То есть именно это ограничение следует учитывать при направлении средств на содержание фонда (в том числе выплату зарплаты штатным сотрудникам).

Обращаем внимание, что НКО должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ).

Несмотря на свободу выбора: либо баланс, либо смета, для выполнения целевых программ, на наш взгляд, фонду целесообразно составлять смету доходов и расходов, рассчитанную на определенный период времени (финансовый план).

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательством не установлены. В связи с этим НКО (фонд) может самостоятельно определить статьи доходов и расходов, планировать их размер исходя из имеющихся источников средств, учитывая цели и направления своей деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ утверждение финансового плана (сметы) НКО и внесение в него изменений относится к компетенции высшего органа управления НКО. А порядок управления фондом определяется его уставом.

Таким образом, высший орган управления фонда может оценить экономическую обоснованность и целесообразность расходов на содержание НКО и утвердить их в смете (финансовом плане). Смету следует согласовать с членами, участниками, учредителями фонда либо с попечительским советом.

На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок ведения раздельного учета НКО нормативными документами по бухгалтерскому учету и НК РФ не определен. Поэтому фонду необходимо самостоятельно разработать регистры учета расходования средств и порядок, в соответствии с которым ведение учета доходов и расходов целевых поступлений, а также сумм доходов и расходов от иной деятельности в организации будет производиться раздельно. Указанный порядок должен быть утвержден руководящим органом фонда.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция), счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации в том числе о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, и т.п.

Пожертвования, полученные в качестве источника финансирования уставной деятельности фонда, отражаются проводками:

— поступили денежные средства на расчетный счет НКО в качестве пожертвования;

— полученные денежные средства учтены у НКО в качестве целевого финансирования.

Инструкция предусматривает, что использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86. Так, в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» отражаются расходы на содержание некоммерческой организации, осуществленные за счет средств целевого финансирования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бухгалтерский учет НКО — Допустимость применения НКО Упрощенной системы налогообложения. И зачем это делать?

Законно ли применение УСН в НКО.

Мифы и заблуждения связанные с УСН в НКО.

Перейдя на УСН, Вы все равно будете сдавать отчетность ежеквартально, а если есть сотрудники, то ежемесячно!

Если в некоммерческой организации нет выручки, декларация УСН сдается нулевая!

В НКО, в большинстве случаев, УСН увеличивает налоги подлежащие к уплате, а не наоборот!

Преимущества применения УСН в Некоммерческой организации. Нужна ли она мне вообще?

Реальные преимущества для НКО от УСН:

Количество предоставляемых отчетов в течение года уменьшается с 41 до 34.

Возможно сдать все отчеты без применения ЭЦП. Но с целыми тремя оговорками.

Заработные платы более 50т.р. в месяц, при выполнении условий статьи НК ст. 427 НК РФ п.1 пп 7,8

Существуют частные случаи, когда УСН очень выгодно НКО. Подробно разберем почти все эти случаи ниже.

Какой форме НКО УСН действительно необходима. Когда УСН действительно выгодна.

  • Если НКО абсолютно нулевая, и будет нулевой более года, а отсутствие денежных средств не позволяет платить по 5000 р. ежегодно за ЭЦП. Тогда можно уйти в «заморозку», понимая, что когда придет время, будет необходимо провести двухмесячную процедуру реанимации НКО и сверки с ИФНС и фондами, по вопросам все ли отчеты, отправленные почтой, дошли. Даже если сдавать отчеты вживую, это не гарантия их принятия. В окне ставят штамп получено, если в отчете была допущена ошибка, его позже проверят и не примут. Вы об этом скорее всего узнаете в виде штрафа.
  • НКО, которые формируют свои поступления за счет деятельности, приносящей доход, с выручкой более 2 млн в месяц. При этом прибыль от этой деятельности высокая. Выгодно использовать УСН 6%, и, уплатив от выручки 6%, чистую прибыль перевести на финансирование своих некоммерческих программ, как целевое поступление.
  • Если зарплаты занимают более 30% расходов или более 50т.р. Некоммерческая организация, применяя УСН 15%, в определенных видах деятельности получает льготу по страховым взносам за сотрудников.Основные направления — это деятельность в области науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соц.обслуживания, благотворительной деятельности. Даже если возникает деятельность, приносящая доход, экономия по страховым взносам превышает минимальный налог 1% при УСН 15%. Важно сказать, что 70% НКО работаю без зарплат. Основаные для этого причины — это отдельная статья «Зарплаты в НКО».

Переход на УСН для НКО.

Переход на ОСНО с УСН в любое время.

  1. Вносятся изменения в устав, по которому закрепляется филиал
  2. Он отражается в ЕГРЮЛ
  3. С этого квартала у Вас ОСНО
  4. Налоги считаются с учетом расходов, при отсутствии прибыли они стремятся к нулю.
  5. Можно применить 145 статью НК и отказаться от НДС

Условий применения УСН несколько, можете посмотреть их все в налоговом кодексе п. 3 ст.346.12 НК. При нарушении любого из них, Вы теряете право на УСН в текущем квартале. Думаю, принцип понятен.

Есть личный вопрос? Пишите нам тут. Или звоните на офисный номер, можно сразу мне 8-903-135-30-61.

Добрый день.
Мы АНО, у которого учредитель ООО в 1 лице.
Имеем ли мы право применять УСН с 01.01.2020 г.
Смущает, что доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Ответ: Добрый день, может применять УСН, так как данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом. Также нет ограничений на владение долей государства(Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования т.к. они не являются юридическими лицами) — п. 3 ст. 346.12 НК РФ

Подскажите, пожалуйста, мы нко, занимаемся благотворительностью, получаем взносы, целевые поступления и у нас имеются депозиты. При переходе на усн 6% будет ли считаться налогооблагаемой базой поступления от банка депозитов возвратных на счет?

Ответ: Добрый день, Ирина! Возврат банком обратных депозитов на счет не является доходом, поэтому не будет облагаться налогом, но проценты которые Вы получите от банка будут вашим доходом и будут облагаться по ставке 6 %.

Добрый день! У нас НКО БФ. Можем ли мы перейти из НКО БФ в ИП? Какие документы нужны и куда подавать?

Добрый день, Ирина! К сожалению, это не возможно, но в Вашем случае одно с другим не связано. Вы можете открыть ИП и работать и в Фонде и в ИП.

Добрый день.
Подскажите, пожалуйста, в каком НПА указаны следующие условия для получения льготных тарифов по соцотчислениям:
1. «Если зарплаты занимают более 30% расходов или более 50т.р. Некоммерческая организация, применяя УСН 15%, в определенных видах деятельности получает льготу по страховым взносам за сотрудников.»
2. «Заработные платы более 50т.р. в месяц, при выполнении условий статьи НК ст. 427 НК РФ п.1 пп 7,8»

Как мы понимаем, в НК указаны условия: о соблюдении основного вида деятельности и о доле доходов (70%).
Спасибо.

Ответ: Смысл был в том, что льготный тариф необходимо подтверждать и защищать. Из практики, если зарплаты менее 50т.р. это становится нецелесообразно. А если ЗП менее 30% от поступлений, то льгота приближается к минимальному 1% с УСН15%, это финансово нецелесообразно. Вообщем льгота уже не приносит экономии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector