Содержание

ТСЖ на самоуправлении нужен ли договор управления

Способы управления жильем при помощи ТСЖ – как организовать процесс и кто контролирует работу товарищества?

Управление товариществом собственников жилья производится через специальные органы, созданные при ТСЖ.

Вмешательство государства в процесс управления общим имуществом многоквартирного дома минимально. Работа строится по принципу самоуправления.

Далее мы рассмотрим вопрос о том, как происходит управление товариществом. В том числе, требуется ли ТСЖ лицензия для осуществления своей деятельности, нужно ли заключение договора на управление МКД и каким образом формируется состав правления товарищества?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Объединение жильцов в товарищество

Жилищный Кодекс РФ в его новой редакции не включает в себя понятия управления многоквартирным домом.

Собственно управление МКД – это совместные самостоятельные действия собственников, направленные на обеспечение функционирования общедомовых коммуникации, а также использование придомовой территории и общей собственности.

Жильцы в праве выбирать свой способ управления. Этот выбор зависит от количества квартир, платежеспособности участников ТСЖ, их финансовой дисциплинированности. Кроме того, стоит учитывать наличие на территории местонахождения объекта компаний, способных взять на себя управление жилья.

Если договора со сторонними организациями не заключаются, жители самостоятельно организуют управление домом.

Органы управления

Особенности управления домом при помощи ТСЖ подробно регламентированы статьей 161 ЖК РФ. Непосредственное управление домом, в котором организованно ТСЖ, может осуществляться путем принятия решений общим собрание членов товарищества и правлением ТСЖ. Также, за отдельную плату, жильцы могут воспользоваться услугами управляющей компании.

Общее собрание

Это высший орган принятия решений в ТСЖ, в который входят все собственники.

К компетенции общего собрания относят:

  1. Изменение Устава организации.
  2. Решение об её реорганизации или ликвидации.
  3. Избрание органов управления.
  4. Заключение договора с управляющей компанией.
  5. Определение размера платежей.
  6. Решение об использовании средств, получении займов, кредитов.
  7. Утверждение планов финансовой деятельности
  8. Оценка работы правления.
  9. Определение размера оплаты труда членов правления.
  10. Решение о сдаче в аренду имущества дома.

Иные вопросы и компетенции включаются в Устав также с согласия собрания.

Уведомление должно содержать сведения о лице, инициирующем собрание, о месте и времени проведения, а также о повестке дня. Собрание считается состоявшимся при условии присутствия не менее 50% членов. Только в этом случае возможно принятия решения по повестке дня, при этом, согласие с решением должны высказать не менее двух третей присутствующих.

Правление товарищества

Правление ТСЖ является избираемым исполнительным органом. Его полномочия, периодичность созыва заседаний, сроки, на которые оно избирается, также определяются Уставом организации. Члены правления избираются на общем собрании, путем голосования.

В обязанности и полномочия правления входит:

  • Заключение договоров с работниками, обслуживающими дом.
  • Контроль за сбором средств.
  • Ведение отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, расходу средств.
  • Созыв собрания и его проведение.
  • Ведение документации по деятельности (составление уведомлений о проведении собраний, ведение протоколов заседаний и собраний, оформление решений собрания, оформление списков членов).
  • Обеспечение удовлетворительного состояния общего имущества.
  • Контроль за соблюдением обязанностей членов по содержанию общего имущества и прав собственников в отношении эксплуатации общего имущества.
  • Представление интересов собственников.

В него могут входить собственники, лица с которыми заключены договора на управление товариществом. Количество членов зависит от общего числа собственников. Главным условием является нечетность числа лиц, входящих в орган. В составе обязательно определяются бухгалтер и секретарь.

Из числа лиц избирается ответственное, организующее работу органа лицо – председатель правления. После утверждения кандидата на эту должность, в Единый реестр юрлиц подаётся заявление для определения его прав действия от имени товарищества. Срок полномочий составляет 2 года.

Председатель все свои действия (подпись платежных документов, совершение сделок) производит без доверенности от имени собственников. Он обязан контролировать ход работ по ремонту и обслуживанию имущества многоквартирного дома, ведение технической документации и бухгалтерской отчетности.

Председатель несет ответственность за организацию работы правления, состояние делопроизводства. Он также отчитывается перед собранием собственников за свою деятельность, деятельность управляющего и управляющей компании.

На эту должность может претендовать только человек, обладающий психологической устойчивостью, так как в ходе работы ему необходимо будет решать спорные вопросы, испытывать давление со стороны жильцов и внешних организаций. Товарищество должно за счет собственных средств обеспечить обучение председателя на специальных курсах для получения сертификата.

Председатель – главная фигура в управлении МКД. От его грамотных и умелых действий зависит благополучие существования всех жильцов. Именно он ответственен за осуществление решений правления, непосредственно контактирует с управляющей компанией и другими государственными органами.

Для регламентации деятельности и осуществления контроля над ней, должна быть разработана инструкция по работе Председателя. Размер оплаты труда председателя определяется собранием собственников и, как правило, составляет от 5 до 10 процентов от общей суммы расходов и доходов ТСЖ.

По окончании сроков полномочий председателя, он сдает всю документацию, отчитывается за свою деятельность. Общим собранием выбирается новый кандидат, который в свою очередь набирает новый состав правления. Если действия предыдущего руководителя и его команды признаются удовлетворительными, тот же состав может быть избран на новый срок.

Порядок и форма отчета председателя перед собственниками не определяется законодательством РФ, поэтому он должен быть закреплен в Уставе.

Делопроизводство

Правление обязано вести следующие документы:

Протоколы заседаний. Ведутся на каждом собрании. В них включается описание решаемых вопросов, содержание выступлений присутствующих.

Решения правления. Оформляются по итогам проведения каждого собрания в виде протокола. Это фактически руководство к действиям на ближайшее время.

Управляющая компания

Зачастую Председатель не может или не хочет оставить свою основную работу для осуществления деятельности в товариществе. В этом случае возникает необходимость привлечь стороннее лицо для управления многоквартирным домом.

УК — коммерческая организация, с которой товарищество может заключить договор на управление МКД. При такой форме управления, все необходимые работы будут проводиться профессионалами управляющей компании, имеющими для этого специальные технические возможности.

Задачами управляющей компании является поддержание систем дома в рабочем состоянии для того, чтобы жильцы находились в комфортных условиях. Перечень обязанностей компании составляется общим собранием и правлением.

После выбора компании с нею составляется договор. Её услуги оплачиваются из общих средств ТСЖ.

Заключение договора

Заключение договора с управляющей компанией – обязательное условие сотрудничества с нею.

Типового договора не существует и многие управленцы пользуются этим, заключая договора на выгодных для себя условиях.

Документ регламентирует порядок предоставления услуг по содержанию и ремонту общеквартирного имущества, коммунальных услуг и прочих направлений по организации жизнедеятельности ТСЖ.

Договор с УК заключается исключительно на добровольной основе собственников, с их согласия на общем собрании.

Управляющая компания не вправе навязывать свои условия, не совпадающие с интересами жильцов. Для утверждения условий договора, свое согласие должно выразить большее количество членов товарищества.

В договор управления необходимо включить пункты:

  1. Список имущества, передаваемого в управление.
  2. Перечень работ по содержанию, ремонту общедомового имущества.
  3. Список предоставляемых жильцам коммунальных услуг.
  4. Порядок определения стоимости работ и услуг.
  5. Порядок выполнения контроля за деятельностью УК.

Нельзя подписывать договор в случае отсутствия в нем следующих пунктов:

  • Перечень имущества многоквартирного дома.
  • Список работ и услуг ЖКХ.
  • Ответственность управленцев за неисполнение условий договора.
  • Порядок и сроки рассмотрения жалоб, запросов членов ТСЖ.
  • Право жителей дома контролировать показания общедомовых приборов учета.

Договор с организацией заключается на срок от года до пяти лет, в простой письменной форме. Копия договора должна быть на руках у собственников жилья для осуществления контроля над работой УК.

К договору в обязательном порядке следует приложить техпаспорт здания с описанием его оборудования, оснащения коммуникациями и их состоянием.

Роль ревизионной комиссии в товариществе

В структуру ТСЖ обязательно должен входить контролирующий орган. Функции контроля ТСЖ исполняет ревизор или ревизионная комиссия. Она осуществляет контроль над ведением финансово-хозяйственной деятельности. Результаты ревизии предоставляются общему собранию собственников.

Ревизионная комиссия только знакомит собственников с результатами проверки деятельности органов управления. В случае несогласия с результатами их работы, члены ТСЖ могут потребовать смещения правления и возмещения причиненных убытков.

Требуется ли ТСЖ лицензия?

Лицензирование деятельности ТСЖ не предусмотрено законом. Исключение составляет деятельность по обслуживанию инженерных сетей. В частности, без лицензии товарищество не может осуществлять добычу воды.

Кроме того, местные власти могут принять подзаконные акты, предусматривающие получение разрешения на другие виды деятельности и осуществлять проверку деятельности правлений ТСЖ.

Согласно 19 главе ЖК РФ, управляющие компании обязаны получать лицензию на осуществление собственной деятельности. Таким образом, УК, с которой заключается договор собственниками жилья, должна быть обязательно лицензированной.

Читать еще:  Комиссионный магазин как бизнес выгодно ли это

Надзор государства

Деятельность товарищества собственников контролируется государством. До недавнего времени, органы госконтроля не занимались проверкой деятельности товариществ и в этой сфере возникало много проблем. Сейчас надзор за деятельностью органов самоуправления в сфере эксплуатации жилфонда взят под контроль органами прокуратуры.

Прокуратура проводит проверку деятельности правления и управляющей компании ТСЖ и в случае выявления нарушений, обращается от имени граждан в суд.

Органы прокуратуры могут подавать исковые заявления по коллективным жалобам. Отдельный собственник должен подавать иск самостоятельно, за исключением тех случаев, когда такое обращение невозможно по каким-либо причинам (состояние здоровья, возраст, недееспособность гражданина).

Кроме проверок по жалобам граждан, прокуратура также проводит внеплановые проверки деятельности органов самоуправления по поступившим сигналам о правонарушениях.

Основную долю нарушений несут в себе неправильно составленные положения и договора по деятельности организаций.

В случае нарушения прав собственников жилья в многоквартирном доме правлением или управляющей компанией, жильцы подают коллективную жалобу в органы прокуратуры, в которой описывают факты нарушений, сведения о недобросовестности исполнения обязанностей председателя или управляющего.

Организация управления товариществом собственников жилья – сложный и строго регламентированный процесс. От того, насколько грамотно он ведётся, зависит комфорт жильцов многоквартирного дома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Товарищество собственников жилья как способ управления многоквартирным домом

Жилищный кодекс обязал собственников помещений выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ):

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Первый способ управления подходит исключительно для малоквартирных домов. Каждый собственник самостоятельно либо через уполномоченное лицо заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление услуг, договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества со специализированными организациями.

В случае выбора способа управления – управление управляющей компанией, жители дома нанимают организацию, которая будет заниматься решением всех вопросов. Жители обязаны оплачивать такие услуги. Если управляющая компания по тем или иным причинам не будет устраивать жителей дома, они в соответствии с ЖК РФ смогут поменять ее на другую. Отрицательным моментом при таком способе управления являются высокие затраты на управляющую организацию.

Способ управления ТСЖ подходит для любого многоквартирного дома. Домом в таком случае управляет ТСЖ через специально созданные органы управления. Жильцы, являющиеся членами ТСЖ, принимают участие в решении основных вопросов, касающихся содержания дома и придомовой территории.

Остановимся подробнее на способе управления – управление Товариществом собственников жилья (ТСЖ).

ТСЖ признается некоммерческая организация, представляющая собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, организации его обслуживания, владения, пользования, эксплуатации и в установленных законодательством пределах распоряжения этим имуществом, необходимо отметить, что деятельность ТСЖ регулируется Жилищным кодексом.

Согласно п. 1 ст. 135 ЖК РФ членами товарищества могут быть собственники помещений в доме. Учитывая, что в собственности могут быть не только жилые, но и нежилые помещения, собственники нежилых помещений также могут войти в ТСЖ. Членами ТСЖ могут быть не только физические лица, но и организации, если им принадлежат жилые либо нежилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме. В случае, если помещение жилое либо нежилое находится в собственности города Москва, то функции по представлению интересов города выполняют Государственные учреждения инженерные службы районов (распоряжение Правительства Москвы от 14.05.2008 № 1040-РП).

Цель создания ТСЖ — управление общим имуществом. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме:

— лифты, лифтовые и другие шахты;
— коридоры, лестницы, лестничные площадки;
— технические этажи, чердаки, подвалы, крыши;
— ограждающие несущие и ненесущие конструкции;
— механическое, электрическое, санитарно-техническое и прочее оборудование здания;
— земельный участок, на котором оно расположено, с элементами озеленения и благоустройства и т.п.

Основные преимущества ТСЖ:

— ТСЖ вправе выбирать, как управлять своим домом: собственными силами или с привлечением специалистов-профессионалов (управляющих или подрядных организаций).

Если качество предоставляемых услуг не будут соответствовать требованиям, жителей, ТСЖ имеет право расторгнуть договор и пригласить для выполнения работ другую организацию.

— ТСЖ планирует ремонтные работы в своем доме, определяет их очередность, контролирует исполнение всех видов работ и услуг;

— ТСЖ может иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общедолевой собственности (технический этаж, подвал и т.д.), рационально использовать конструктивные элементы здания и земельный участок для предоставления рекламных площадей и др.;

— Любой член ТСЖ имеет возможность контролировать расходование средств товарищества и собственных платежей;

— В ТСЖ создаются условия для экономичного расходования воды, тепла, электрической энергии за счет установки приборов учета ресурсов и применения энергосберегающих технологий;

— ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью, для достижения целей, предусмотренных Уставом (статья 152 ЖК РФ):

-обслуживание, эксплуатация и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

— строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

— предоставление разовых услуг жителям внутри помещений (квартир).

Получить консультацию и методическую помощь по вопросам создания ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме могут в отделе ЖКХ управы Пресненского района (Шмитовский пр-д, д. 2, стр. 1, каб. 414, тел. 499-256-35-25, ежедневно с 9-00 до 18-00), а также в ГУ ИС Пресненского района (Красная Пресня ул., д. 26, каб. 306, тел. 499-252-01-47).

Непосредственное управление многоквартирным домом в 2020 году: изменения, плюсы и минусы, договор и порядок перехода

Сегодня мы поговорим о том, какие изменения в непосредственном управлении многоквартирным домом в 2020 г. произошли или планируются. Вы узнаете, что такое непосредственное управление домом, его плюсы и минусы, а также порядок перехода собственников жилья на эту форму управления своим домом.

Хозяин квартиры несет бремя содержания не только своих личных вещей, но и заботится об общедомовом имуществе. Эта обязанность возложена на него законом. Рациональное управление домом необходимо, чтобы имущество и инженерные сети находились в порядке. Деньги владельцев квартир направляются на:

  • комфорт;
  • поддержание чистоты;
  • исключение порчи имущества;
  • коммунальные задачи;
  • ремонт;
  • поддержание санитарно-гигиенического состояния;
  • соблюдение пожарных требований.

Жилищный закон предлагает 3 формы управления домом. Традиционными являются выбор управляющей фирмы и товарищество владельцев помещений. Здесь характерно наличие посредника – УК или ТСЖ.

Непосредственное управление собственниками помещений осуществляется собственниками напрямую и имеет массу достоинств.

Собственники помещений путем голосования сами решают, какой способ им избрать, оформляя свой выбор документально. Заменить однажды избранный способ тоже можно путем оформления перехода. Необходимо учитывать важные изменения в 2020г, прежде чем принимать решение о переходе.

Ключевая особенность отражена в названии – собственники решают все вопросы управления жилым домом напрямую, без посредничества управляющей компании или ТСЖ. Общее имущество дома находится под полным и непосредственным контролем собственников. К такому имуществу относится:

  • места общего значения (лестница, подъемник, коридор, площадки внутри дома, кладовки);
  • земля под домом;
  • стены, окна, двери, перекрытия, плиты;
  • пространство крыши;
  • придомовая территория.

Если возникает проблема по поводу содержания, собственники проводят собрание. Предлагаются варианты выхода из ситуации, определяется план действий и выбирается конкретный исполнитель. На основании данных решений заключаются договоры с исполнителями, на стороне заказчика выступают все или большинство хозяев.

Если речь идет о коммунальных ресурсах для отдельной квартиры, то договор заключает собственник этой квартиры лично с поставщиком.

Способы разрешения возникших проблем избираются только коллективно, посредством общих собраний, на которых учитывается мнение всех собственников. Встречи проводятся очно или заочно (опросом) не реже раза в год.

Для оперативного решения вопросов владельцы выбирают одну из трех возможностей:

  1. По умолчанию каждый владелец принимает участие в собраниях, голосует и от своего имени работает с третьими лицами. В договорах с подрядчиками понадобятся подписи большинства собственников.
  2. Владельцы могут выбрать одного собственника и поручить ему представлять интересы всех.
  3. Есть возможность доверить представительские функции постороннему человеку, который по доверенности становится управляющим.

Выбранный способ отражается в решении общего собрания.

Важно. Непосредственное управление допускается только в домах, состоящих из 30 или менее квартир. Иначе обязательно заключить договор со специальной управляющей организацией или избрать ТСЖ.

Плюсы и минусы

Если дом подпадает под установленные законом условия (не более, чем тридцать квартир в МКД), он может находиться под непосредственным управлением собственниками помещений. Непосредственное управление многоквартирным домом имеет плюсы и минусы.

Достоинства:

  1. Стоимость управления значительно ниже за счет снижения расходов на услуги ЖКХ и отсутствия вознаграждения посредника.
  2. Решения принимаются оперативно, поскольку все собственники заинтересованы в комфортном проживании.
  3. Есть личный контроль, владельцы помещений заинтересованы в качественном обслуживании дома, поэтому подрядчики отбираются тщательнее.
  4. Деньги, собранные жильцами, идут на нужды только их дома. В случае с УК собранные средства могут перераспределяться между жилищным фондом организации.

Недостатки:

  1. Инспекторы жилищного надзора не контролируют непосредственную форму управления многоквартирным домом.
  2. Жильцы не могут получать государственную помощь по управленческим вопросам.
  3. Каждый из жильцов должен уделять больше времени и внимания для участия в общем деле.
Читать еще:  Срок выплаты налогового вычета после подачи заявления

Решение вопроса о переходе на непосредственный способ управления многоквартирным домом зависит лишь от активности жильцов. Если граждане занимают активную жизненную позицию, готовы действительно заниматься общими вопросами проживания в МКД – то непосредственное управление будет удачным решением.

Если же собственники пассивны, стремятся избавиться от «надоедливых» проблем и переложить ответственность на чужие плечи, то проще избрать ТСЖ или заключить договор с управляющей компанией.

Важные изменения в законодательстве 2020 года

Осуществлять управление МКД в 2020 году стало намного проще:

  1. Собственнику не обязательно приходить на общую встречу лично – можно выдать письменную доверенность представителю. Доверенность не обязательно удостоверять нотариально – достаточно попросить об этом компетентного человека по месту работы или учебы.
  2. Для принятия положительного решения на собрании теперь необходимо простое большинство голосов – более половины жильцов. Ранее требовалось не менее 2/3, что осложняло жизнь МКД.
  3. По решению собственников можно открыть банковский депозит для размещения средств капитального ремонта. Счет легко контролировать, а проценты защитят деньги от инфляции.

Перечисленные изменения позволяют активным собственникам эффективнее управлять имуществом МКД, повышая комфортность проживания в доме.

Порядок перехода (пошаговая инструкция) и образец договора

Процедура перехода на непосредственное управление не представляет сложности в плане оформления. Основная задача состоит в том, чтобы собрать собственников и простимулировать их принять участие в общей судьбе дома.

Этап I. Появление инициативной группы

Инициативная группа собственников, желающих перейти на непосредственное управление, выполняет следующие функции:

  • определяет план дальнейших действий;
  • извещает собственников о планируемом переходе и доводит до их сведения важную информацию;
  • предварительно выясняет отношение собственников к переходу;
  • назначает общую встречу (собрание) и определяет повестку.

Для инициативной группы достаточно 3-5 самых активных жильцов, желательно – от каждого подъезда. Группу не нужно нигде регистрировать, ее основная задача – сформировать предварительное общее мнение жильцов по поводу перехода на непосредственное управление.

Готовую повестку собрания с датой проведения нужно разместить в местах ознакомления с документами, а также передать жильцам через почтовые ящики.

Этап II. Общее собрание

Несколько основных вопросов, которые решаются на собрании:

  1. Непосредственно по вопросу перехода.
  2. По поводу ответственного жильца или управляющего.
  3. По поводу Совета дома и его председателя.
  4. По поводу договоренностей с фирмами по обслуживанию – определение подрядчиков и условий соглашений.

Сначала жильцы созываются на очную встречу. Собрание состоится, когда соберутся владельцы, имеющие в совокупности 50% и больше. Оглашается повестка, проходит голосование, результаты которого заносятся в протокол собрания.

Если очное собрание не состоялось, нужно провести его повторно, но теперь – в виде заочного опроса. Собственники проголосуют на специальных бюллетенях и передадут опросные листы активному собственнику.

Этап III. Подготовка и подписание соглашений

Обслуживающая организация – это подрядчик, которого жильцы нанимают для профессионального содержания имущества. Соглашение подписывается собственниками или их представителем в зависимости от общего решения.

Жильцы способны частично обслуживать свой дом – делать уборку и косметический ремонт. По вопросам вывоза мусора и обслуживания инженерных сетей необходимо нанять компетентных специалистов, имеющих требуемые законом разрешения, лицензии.

Для оформления соглашений понадобятся:

  • решение жильцов, оформленное протоколом;
  • документы ответственного лица;
  • технические документы: паспорт, план;
  • другие необходимые документы, которые попросит подрядчик.

Не нужно путать обслуживающую организацию с УК. Последняя оказывает управленческие услуги и является посредником между жильцами и конечными подрядчиками.

Нужно дополнительно подписать прямые соглашения на водо-, электро-, газоснабжение и тепло. Каждый владелец заключает их лично для своего жилья, если иной вариант не был избран собственниками.

Важно! Если не заключить соглашения с обслуживающей организацией или другим подрядчиком, непосредственное управление будет считаться нереализованным. Дому могут назначить УК.

Будущее непосредственного управления. Чего ждать от реформы

Непосредственное управление – успешная форма управления небольшим домом, которая высокоэффективна при условии достаточной активности проживающих собственников. Законодатель упрощает жизнь домов с непосредственным управлением, поэтому такая форма еще долгое время будет оставаться жизнеспособной и не будет исключена из законодательства.

Жилищный закон претерпевает изменения, направленные на общее улучшение состояния многоквартирных домов. Основной проблемой МКД долгое время остается денежный вопрос – где взять деньги на поддержание дома, на текущий и капитальный ремонт?

Непосредственное управление лишено возможности пользоваться государственными льготами и местными преференциями, а финансовые вопросы урегулированы Жилищным кодексом слабо. В будущем закон, вероятно, встанет на сторону инициативных собственников и предусмотрит для них источники дополнительного финансирования.

С другой стороны, непосредственное управление контролировать сложнее, поэтому законодатель вполне может предусмотреть какие-либо инструменты для регистрации органов управления домом, например, ввести обязательную регистрацию совета дома.

Непосредственное управление – неплохая альтернатива другим, более традиционным методам при условии, что дом состоит из 30 и менее квартир. Эта форма обладает как плюсами, так и минусами, которые необходимо учитывать при принятии решений.

Очень многое зависит от жизненной позиции жильцов – если она достаточно активная, дом получится содержать в хорошем состоянии, комфортном для проживания. Если собственники приняли решение, то процедура перехода на непосредственное управление не составит труда.

Если вам требуется помощь юриста с оформлением всех документов или совет, то просьба записаться на бесплатную консультацию у онлайн-консультанта.

Обязан ли ЖСК находящийся на самоуправлении нанимать управляющую компанию?

Нам в одностороннем порядке Мосжилинспекция ЦАО привязала на обслуживание ГБУ Жилищник района Арбат, хотя решением общего собрания нашего ЖСК № 3 работников МИД мы отказались от этой УК, о чём письменно известили МЖИ ЦАО дважды. Нам Мосжилинспекция о своём решении не известила, заблокировала пароль и логин на сайт «Дома Москвы», тем самым лишив возможности выложить решение нашего общего собрания. Мы до сих пор не извещены о том что у нас теперь есть УК, а Жилищник Арбат уже приходит и пытается вскрывать и менять замки в наших технических помещениях, пытается демонтировать имущество ЖСК в присутствии полицейских. Договора у нас с ними нет, а они уже распоряжаются нашим имуществом, как своим.

В случае, если невозможно достичь договоренность, вопрос должен быть разрешен в судебном порядке.

Спасибо за исчерпывающий ответ

Дело не в договорённости. Наш ЖСК принял решение не заключать договор с ГБУ Жилищник района Арбат, поэтому никакой договорённости здесь быть не может. Вопрос стоит так: есть ли закон обязывающий ЖСК нанимать управляющую компанию или мы по решению общего собрания можем оставаться на самоуправлении и на каком основании МЖИ в одностороннем порядке назначила нам УК?

Жилищный кодекс РФ определяет только право выбора способа управления многоквартирным домом. Другой вопрос, насколько правильно было оформлено решение общего собрания. Как показывает практика именно в несоблюдении порядка уведомления муниципалитета или оформления решения общего собрания кроется лазейка для муниципалитета, которой они и пользуются при «назначении» управляющей компании.

Для удобства разделим вопрос на две части.

ЖК РФ устанавливает всего лишь три способа управления МКД, выбор способа определяется ОСС:

— управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом (Ваш вариант);

— управление управляющей организацией.

Вы свой выбор сделали. Далее — юридическое оформление выбора.

Цитата длинная, но без нее никак:

(в ред. Федеральных законов от 27.09.2009 N 228-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ, от 20.12.2017 N 416-ФЗ, от 31.12.2017 N 485-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ, от 28.11.2018 N 435-ФЗ, от 29.05.2019 N 116-ФЗ)

1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

ч. 6 ст. 110 ЖК РФ:

6. В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации жилищного кооператива органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, жилищным кооперативом представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Если вы все сделали правильно — уже хорошо.

Начну с Вашего вопроса:

есть ли закон обязывающий ЖСК нанимать управляющую компанию или мы по решению общего собрания можем оставаться на самоуправлении?

Нет такого закона. Единственный случай когда власти могут вмешаться в процесс — ст. 161 ЖК РФ, тоже длинная цитата:

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 251-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 04.06.2018 N 134-ФЗ)

4.1. Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (далее — официальный сайт в сети «Интернет»). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети «Интернет» и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети «Интернет» извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.

Читать еще:  Техпаспорт на квартиру где получить

Все. Иных оснований вмешательства у местных органов власти попросту нет.

Все мы знаем цену этим ГБУ. Боритесь за свои права: пишите жалоб много, не жалея бумаги, обращайтесь во все инстанции письменно и ежедневно, требуйте ответов. Ваша позиция должна быть активна: препятствуйте произволу чиновников, не пускайте незнакомых людей в свой МКД, не давайте хозяйничать там, привлекайте прессу, расклеивайте объявления в защиту своих прав, организуйте собственников своего МКД, собирайтесь у подъездов своего дома, обсуждайте с людьми ситуацию, обращайтесь в прокуратуру за защитой своих прав, подавайте заявления в суды. Будете бороться — получится.

Преимущества и недостатки непосредственного управления МКД

Эффективное управление многоквартирным домом призвано создать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, обеспечить оптимальное содержание общего имущества. Если руководство МКД осуществляется при прямом участии жильцов, им стоит знать, что такое непосредственное управление многоквартирным домом, в чем заключаются его особенности, каковы плюсы и минусы этого варианта.

Суть непосредственного управления МКД

При непосредственном руководстве МКД собственники квартир заключают договора по обслуживанию и ремонту дома на основании решений общего собрания жильцов. Такой способ управления позволяет им вступать в правоотношения с ресурсоснабжающими компаниями (РСО) – организациями, обеспечивающими поставку газа, воды и электричества.

Непосредственная форма управления многоквартирным домом – это способ, позволяющий собственникам помещений договариваться с подрядчиками о поддержании оптимального состояния дома.

Если речь идет о юридической стороне вопроса, каждый жилец помещения от своего имени заключает договор на поставку ресурсов.

Организация, которая содержат и проводит ремонт в доме, обеспечивает водоотведение, отопление, электро- и газоснабжение, ответственна перед собственниками помещений в МКД за выполнение своих функций. Эти положения установлены Правительством РФ, выражены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и содержатся в заключаемых договорах.

Минимальное количество квартир

Переход на непосредственное управление многоквартирным домом регулирует ст. 164 Жилищного кодекса РФ. Возможность такого руководства – гарантия полноценного функционирования общежития граждан.

Как показывает практика, в основном собственники жилья напрямую взаимодействуют с поставщиками услуг в сельской местности. В таких условиях часто не предусмотрена масштабная многоквартирная застройка.

В сооружениях, где количество квартир менее 12, владельцы жилплощади освобождаются от необходимости заключать дополнительный договор со сторонними подрядчиками, которые будут предоставлять услуги по ремонту и поддержанию нормального состояния МКД.

Если в доме насчитывается более 12 квартир, осуществление некоторых процедур усложняется. Для одобрения решения нужно собрать более 50% голосов всех владельцев жилья. Только тогда их волеизъявление можно считать легитимным.

Читатели юридических порталов часто интересуются, сколько квартир должно быть в доме для непосредственного управления. Этот нюанс регулирует ст. 161 ЖК РФ. Чтобы жители МКД могли воспользоваться обслуживанием напрямую, в здании должно быть не меньше 13 квартир, но и не больше 30.

Руководство домом осуществляется всеми собственниками жилплощади в личном порядке или через посредника. Последний может не проживать в МКД, где предусмотрена непосредственная форма руководства.

Оптимальный вариант обслуживания дома – управление МКД до 30 квартир. Большее количество жильцов сложно привлечь к участию в собрании. Еще труднее достигнуть согласия.

Преимущества и недостатки непосредственного управления

Непосредственная форма обслуживания – одна из самых старых и эффективных. Чтобы обеспечить своевременный и качественный уход за МКД, жителям нужно координировать действия и через уполномоченного представителя заключать договоры с подрядчиками.

Стоит обсудить сильные и слабые стороны этого варианта эксплуатации МКД. Так, управление собственниками помещений в многоквартирном доме связано с рядом преимуществ:

Система управления эффективна лишь при активной позиции жителей дома.

Минусы непосредственного обслуживания:

  1. Представитель собственников берет на себя руководство. Обычно это бесплатно, зато забот у него более чем достаточно.
  2. Отсутствие возможности получить средства на социальные программы: капремонт, обустройство детской площадки и так далее.
  3. Расходы на внесение улучшений – наем консьержа, благоустройство подъезда и прочее – ложатся на плечи добровольцев. Несогласные лица могут отказаться от оплаты нововведений.

Прежде чем перейти к этой форме управления, нужно внимательно изучить перечисленные минусы и плюсы.

Как перейти на непосредственное управление МКД

При переходе к новому виду обслуживания нужно соблюдать процедуру. Её можно разделить на три этапа:

  1. Формирование инициативной группы.
  2. Проведение общего собрания собственников (ОСС) жилья. На нем обсуждаются вопросы относительно формы управления, проводится обязательное голосование, избирается председатель совета дома.
  3. Выбор организаций, который будут обслуживать МКД. В течение года нужно заключить прямые договоры с монополистами, подрядчиком.

Если выбранный способ руководства не реализован жильцами в течение года, городские власти обязаны искать дому управляющую компанию.

Инициативная группа

Чтобы дело получило развитие, нужна инициатива. Не является исключением из правила и процедура организации управления домом. Среди жильцов всегда есть лица, готовые представлять интересы остальных собственников квартир. Они составляют так называемый координирующий центр.

Группа создается по списку владельцев квартир. Параллельно проводятся агитационно-разъяснительные работы, привлекается как можно больше жильцов.

Информировать о подобных мероприятиях лучше письменно на щите у подъезда. Самый эффективный метод – обход собственников.

Инициативная группа выбирает по 1-2 представителя из каждого подъезда, готовых организовать процесс и придерживаться условий работы. Эта группа сообщает остальным жильцам суть вопроса, объявляет, где и когда состоится первое ОСС.

Собрание собственников

Чтобы форма обслуживания дома была утверждена, нужно зафиксировать волю собственников. Для этого организовывается собрание жильцов или заполнение анкет с перечнем вопросов. Кворум для мероприятия – не менее половины собственников МКД.

Основные пункты, обсуждаемые на ОСС:

  1. Подтверждение общего согласия на переход к непосредственному управлению.
  2. Выбор кандидатуры официального представителя.
  3. Формирование представительского органа.
  4. Заключение договоров на обслуживание.

Данная стадия является основной при переходе на новый вид управления домом.

Интересы владельцев квартир в доме в отношениях с третьими лицами может представлять один из собственников помещения в МКД. Изменения в прошлом году также закрепили, что выполнять эту функцию способно лицо, уполномоченное письменной доверенностью по одобрению большинства жильцов.

Выбор обслуживающих фирм

Чтобы непосредственное управление начало действовать, в соответствии со ст. 164 ЖК РФ, нужно заключить соглашение с компаниями-подрядчиками, которые переймут обязанности, направленные на содержание и ремонт недвижимого имущества. Это – важнейший этап при переходе на новую форму руководства.

Если обслуживающая организация многоквартирного дома не найдена, способ управления не актуален.

Для успешного оформления соглашения нужно подготовить:

  • протокол, содержащий желание жильцов перейти на непосредственное руководство МКД;
  • протокол, в котором указаны данные лица, ответственного за переговоры с обслуживающими фирмами;
  • технический паспорт дома;
  • заявление на имя руководителя организации с просьбой о заключении прямого договора;
  • заверенные нотариусом доверенности.

На общем собрании жильцы обсуждают, как выбрать обслуживающую организацию.

Нюансы непосредственного управления МКД

Важный этап при осуществлении непосредственного обслуживания жильцами дома – заключение договоров с РСО. Об этом говорится в постановлении Правительства РФ № 354 . В нормативно-правовом акте закреплено, как и в каком количестве поставляются коммунальные услуги от подрядчиков, если с ними достигнуто соглашение от лица владельцев при непосредственном управлении МКД.

За перебои в электро-, газо- и водоснабжении ответственность несут именно подрядчики или субподрядчики, с которыми заключен договор.

Для непосредственного управления характерны особые взаимоотношения между жильцами и РСО. Договор заключает каждый собственник от своего имени, большинство лиц как единая сторона или владелец квартиры, уполномоченный на представительство.

Непосредственное обслуживание позволяет забыть о проблемах с расчетными центрами и УК. Привлекая подрядные организации и обеспечив реальную деятельность совета дома, управление будет максимально эффективным. При этом более рационально используются средства на содержание недвижимости.

Если в МКД 100 и больше квартир, прямое управление многоквартирным домом не допустимо. Количество жильцов в доме пропорционально поступающим от них требованиям относительно обслуживания МКД. Возникает огромное количество дополнительных задач, решение которых достаточно трудно контролировать. Вероятность достигнуть соглашения со всеми жильцами слишком мала. В подобных условиях целесообразнее создавать ТСЖ.

Заключение

Хотя управление многоквартирным домом напрямую жителями – распространенная практика, серьезную конкуренцию ей составляют управляющие компании.

Непосредственное обслуживание позволяет собственникам квартир поддерживать дом в оптимальном состоянии. Здание обслуживают уполномоченные организации, но их деятельность прозрачна и легко контролируется владельцами помещений.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector